Файл: Практическое занятие 1 тема Родительскодетские отношения и психическое развитие человека Задание Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология Родительско-детских отношений



Группа ММ19П111

Студент

Раффетти В.С.

МОСКВА 2023г
Практическое занятие № 1 тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»

Задание 4.

Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.

Ситуация 1. На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».

Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который
потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».





Гипотеза

обследования

На кого направлено

обследование

Психодиагностические

методики



1.

СИТУАЦИЯ №1
Родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.

Рекомендации:

Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний.

Необходимо изменение поведения родителей по отношению к ребёнку

(на основании теста «Рисунка семьи»):

- всегда найдите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок;

–стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии;

–больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными;



  • Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости

  • Ребенок начального звена обучения



  • Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;

  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

  • (Э.Г.Эйдемиллер)

  • Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»

  • Методика «Рисунок семьи»;

  • Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

  • Тест тревожности

  • Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен

2.


Повышенная потребность в успехе и внимании к себе, демонстративность. Своим внешним видом и поведением школьник добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения.

Рассказать родителям о психологических особенностях школьного возраста.

Предложить родителям составить акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.)

- ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности

- честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять

- побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других

- не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности.

Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении.

Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.

  • Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.

  • Для школьника



  • Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI.

  • Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.

  • Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»

  • "Рисунок семьи", "Шесть ситуаций" Рогов Е.И

  • «Шкала принятия других» (В.Фейя)

  • «Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла)

  • «Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта)

  • «Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей)

  • «Шкала доверия» (М.Розенберга)

  • Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко)

  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)

  • Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк)

  • Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)









1
2
3



СИТУАЦИЯ №2
Диагностические методы для выявления поведенческих

и эмоциональных нарушений в детском возрасте.

По выявлению тревожности, агрессии…
Диагностика межличностных взаимоотношений.
Диагностика эмоционального состояния ребенка.


Дошкольник

  1. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет).

  2. Тест «Сказка» - с3,5 лет. «Лесенка»( с 3 – 7 лет)

  3. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет.

  4. Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет)

  5. Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет)

  6. Рисунок семьи – с 4 лет.

  7. Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет.

  8. Методика «Кактус» - с 4 лет.





Практическое занятие № 2

тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»

Задание 3.




Проблемная область для

психодиагностики

Название

психодиагностических методик

1

Замкнутость подростка

  1. Определение уровня развития Векслер, ШТУР;

  2. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет;

  3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури;

  4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г;

  5. Оценка отношений подростка с классом;

  6. Оценка психологического климата в классе;

  7. Определение свойств темперамента Русалов М.В.

  8. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М.

2

Межличностные конфликты

между матерью и подростком

  1. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина;

  2. Методика Шкала семейного окружения «ШСО» С.Ю.Куприяновнова;

  3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова;

  4. Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений;

  5. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»;

  6. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова;

  7. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»»

  8. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман;

  9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ;

  10. Методика «Незаконченные истории».




3

Агрессивность дошкольника

Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций:

  1. Методика «Рисунок семьи»

  2. «Дом, дерево, человек»;

  3. «Рисунок несуществующего животного»;

  4. Тест руки и опросник Дасса-Барки;

  5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

  6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов;

  7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер;

  8. Проективная методика «Кактус»;

  9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур)

  10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой);

  11. Проективная методика Рене Желя;

  12. Социометрия Дж. Морено.

4

Страхи у дошкольника

  1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой;

  2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.;

  3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации;

  4. Методика «Волшебная страна чувств»;

  5. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»;

  6. Детский апперцептивный тест (ДАТ);

  7. Методика «Рисунок семьи»;

  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

  9. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;




5

Патологические привычки у

юноши (курение, алкоголь)

Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:

  1. «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF);

  2. Тест описания поведения» К.Томаса;

  3. «Ценностные ориентации» М.Рокич;

  4. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина;

  5. Не стандартизированная методика – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику»;

  6. Анкета «Вредные привычки» (Кисетов З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»);

  7. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.);

  8. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);

  9. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;

  10. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.