Файл: Гендерные различия учебной мотивации школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Рекомендации родителям, относительно гендерного различия мотивов
1) Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 
2) Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. 
3) Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно. 
4) Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. 
5) Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. 
6) Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 
7) Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. 
8) Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
9) Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
10) Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

2.4. Рекомендации педагогам, относительно гендерного различия мотивов


1) Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом). 
2) Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения. 
3) Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
4) Используйте чаще разные головоломки для девочек.
5) Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. 
6) Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания. 
7) Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации. 
8) Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. 
9) Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат, чаще фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации объясняется и неразработаностью этой проблемы, ее сложностью. В этом и заключается необходимость ее теоретического изучения. Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что учащийся побуждается к учению целым комплексом мотивов,

причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие.

Школьный возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей гендерной роли.

Новые возможности для исследования учебной мотивации открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное явление. Учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса подростков.
Была проведена диагностика школьной мотивации в 4А, 4Б, 4В, 4Г, 4Д классах. По результатам методики определения школьной мотивации А.Г. Лускановой получены результаты, представленные в графиках, показанных выше. В диагностическом исследовании приняло участие 120 обучающихся (60 девочек и 60 мальчиков), 4А-24 человек (11 девочек и 13 мальчиков), 4Б-22 человека (12 девочек и 10 мальчиков), 4В-28 человек (14 девочек и 14 мальчиков), 4Г-24 человека (13 девочек и 11 мальчиков), 4Д-22 человека (10 девочек и 12 мальчиков). Исследование полученных результатов показало, что уровень учебной мотивации девочек в 4-х классах выше уровня мотивации мальчиков. Также стоит отметить, что количество девочек, у которых наблюдается низкий уровень мотивации и школьная дезадаптация меньше, чем мальчиков.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась – существует зависимость между особенностями проявления учебной мотивации и полом учащихся.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст]: монография / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2000. – 120 с.

2. Аветисян, Э. Я не такой как все [Текст] / Э. Аветисян // Школьный психолог. – 2006. - № 8. – С. 41 – 43

3. Алексеев, В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста [Текст] / В.А. Алексеев // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. – М.: Наука, 2004, С. 103–107.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: монографии / Б.Г. Ананьев. - Спб.: Питер, 2008.- 140с.


5. Бакулина, Е. Как потрогать качество? [Текст] / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С.40

6. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» [Текст]: монография / В.Т. Бахур. – М.: Наука, 2002. – 156 с.

7. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст]: учебное пособие / Н.Р. Битянова. – М.: Наука, 2005.- 314 с.

8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 321с.

9. В. Алеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов / Г.Х. Валеев. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.

11. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий [Текст] / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. - № 2. – С. 4 – 10

12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский.– М.: Наука, 2006. – 340 с.

13. Джеймс, У. Психология [Текст]: учебное пособие / У. Джеймс. – М.: Наука, 2001.-356 с.

14. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И.В. Дубровниа // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27–36.

15. Дусавицкий, А. К. Формула интереса[Текст]: монография / А.К. Дусавицкий. – М.: Наука, 2008. – 198 с.

16.Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст]: монография / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 232 с.

17. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: монография / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.-374 с.

18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: монография/А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1999. – 245 с.

19.Манухина, С. Тренинг командообразования в школе [Текст]./.С. Манухина // Школьный психолог. – 2009. - № 5. – С. 41 – 4

20.Маркова, А. К . Формирование мотивации учения [Текст]: монография / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2000. – 212 с.

21.Мартыненко, Ю. Познай себя [Текст] / Ю. Мартыненко // Школьный психолог. – 2009. - № 4. – С. 36 – 40

22.Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика.- 1999.- № 2. – С. 20

23.Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 146 с.

24.Ошуркова, О. Урок психологии для старших подростков [Текст] / О. Ошуркова // Школьный психолог. – 2009. - № 6. – С. 12 – 13

25.Резапкина, Г. Мир вокруг меня [Текст] / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. - № 9. – С. 23 – 25

26. Рогов, Е. И.
 Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 1: Работа психолога в школе. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 483 с.

27. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- М.: Наука, 2004. – 410 с.

29. Савонько, Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми [Текст]: монография / Е.И. Савонько.- М.: Наука, 2002. – 115 с.

30. Сафин, В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии, 2002, №1. С. 69–75.

31. Сухарева Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста: дис.... канд. психол, наук. М., 2006. – 25 c.

32. Талакова Е. А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста: автореф, дис. канд. психол, наук. Нижний Новгород, 2012. – 10 c.

33. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики. 1999 - 520 с.

34. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной

деятельности в младшем школьном возрасте. — В кн.: Вопросы психологии, обучения и воспитания / Под ред. Г. С. Костюка, П. Р.

Чаматы. - Киев, 1961 – 304 с.

35. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного

обучения в современной школе. // г. Москва. - № 9. - 2000 г. —176 с.

36.https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-mladshih-shkolnikov-i-ih-uchet-v-protsesse-usvoeniya-znaniy/viewer


Приложение 1

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы

(методика Н. Лускановой)

1. Тебе нравится в школе?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?

- не нравится;