Файл: Занятие социальной направленности проходило на базе 5 класса гбоу сош 469, г. СанктПетербург им по теме Успешные приемы общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тьюториал для подростков младшего подростового возраста

«Успешные приемы общения»


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Внеурочное занятие социальной направленности проходило на базе 5 класса ГБОУ СОШ № 469, г. Санкт-Петербург им по теме «Успешные приемы общения».

ГБОУ СОШ № 469, г. Санкт-Петербург работает, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности подростка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это довольно успешно получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека. Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности подростка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы. Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости подростков от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

Опыт работы с детьми этого возраста показал, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» является одним из главных в 5 классе, на базе которого и проводилось тематическое занятие социальной направленности «Успешные приемы общения».

1.1. Структура внеурочного занятия социальной направленности по теме «Успешные приемы общения» состояла из 5 этапов:

  1. Организация и подготовка к основному этапу занятия.

  2. Определение темы. Постановка целей. Начало занятия.

  3. Основной этап. Закрепление знаний и способов действия. Контроль правильности ответов и обсуждение поступков в той или иной ситуации.

  4. Рефлексия.

  5. Подведение итогов.



Состав учебной группы: 8 обучающихся, из них: 4 мальчиков, 4 девочек.

Возраст участников: 10 - 11 лет.

Дата проведения занятия: 20 июня 2023 г.

Ожидаемые результаты учебной деятельности :

Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают этические нормы общения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

  • коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками);

  • регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

  • познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито критическое мышление).

Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.

1.2 Характеристика оборудования учебного занятия:

  • Аудиовизуальные средства обучения (мультимедийная презентация);

  • Наглядные пособия (макет солнца);

  • Раздаточный материал (листбумаги, фломастер, ручка – на каждого учащегося, карточки с заданиями).

При планировании занятия были учтены: индивидуальные возрастные и психологические особенности класса; психологические особенности класса; дифференцированный подход к различным учащимся; способность класса к самоорганизации.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

2.1. Цели:

Воспитательные цели:Воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим их людям, воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм (культуры) поведения;

Развивающие цели:Развитие

  • коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

  • регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

  • познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления);


Образовательные цели: Знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения; повторение и усовершенствование знаний учащихся о культурном поведении; дальнейшее развитие навыков точного употребления «вежливых слов».

2.2. Задачи:

  • создать доверительную атмосферу, комфортный эмоциональный фон среди участников;

  • совершенствовать умения эффективного (безконфликтного) общения, коммуникативных навыков;

  • актуализировать умения контроля над своими эмоциями, осознания и выражения своих чувств и чувств других людей; эмпатии;

  • развивать способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетной целью работы учителя по реализации ФГОС в 5 классе ГБОУ СОШ № 469, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ а является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е формирование умения учиться. 

В 5 классе ГБОУ СОШ № 469, г. Санкт-Петербург в образовательной программе  реализуется системно-деятельностный подход, наблюдается  проблемный характер изложения содержания, осуществляется как работа в группе, так и работа в парах; налажена система в разнообразии форм организации внеурочной деятельности, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

Данная программа отражает интересы и потребности современного подростка. В основе её реализации положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Это выражено в подборе материала, в структуре учебно-воспитательных занятий.

Тема занятия «Успешные приемы общения» выбрана не случайно, так как умение общаться, быть отзывчивым, правильно строить своё суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС. Занятие полностью выстроено в игровой форме, т.к. игра подростков есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра является потребностью растущего подростка: его психики, интеллекта, биологического фонда. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности подростка.


Игра, включённая во внеурочное занятие или внеклассное мероприятие, способствует:

  • личностному включению подростка в процесс социализации;

  • проживанию ситуации успеха именно сегодня, а не завтра, с позиции реального, а не словесного равенства со взрослым;

  • апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;

  • возможности оказания и получения практической помощи;

  • участию в коллективной (групповой) деятельности;

  • тренировке навыков рефлексии.

Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. В процессе игры у подростков вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создаваемый во внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию и учебной мотивации, что немаловажно для успешной учебной деятельности подростка. Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Характер же этого действия должен быть игровой, как наиболее близкий и понятный для подростков из их прежнего социального опыта. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Потому игровые приёмы просто необходимы при проведении любого внеурочного занятия (мероприятия).

Занятие «Успешные приемы общения» предусмотрено в начале учебного года (октябрь) с целью сплочения классного коллектива после отвыкания подростков друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году, воспитания доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам, формирования культуры поведения и внимательного отношения к окружающим их людям. Обучающиеся знакомятся понятием «общение» и его значением для человека, совершенствуют имеющиеся знания о культурном поведении.

Занятия с подобной структурой проводятся в данном классе не в первый раз. Детям в начальной школе на занятиях интересны игровые, занимательные сюжеты, поэтому данные виды деятельности в достаточном количестве предусмотрены на занятии «Успешные приемы общения».

В сценарий данного занятия включаются игры, упражнения или игровые тренинги, приёмы на все этапы мероприятия:


  1. Организационный этап – игровой момент «Давай пожмём друг другу руку»;

  2. Мотивационно-целевой этап - игровой тренинг «Рисуем в парах»;

  3. Основной этап – игры и игровые упражнения:

  • разыгрывание ситуаций «Инсценировка»;

  • игровой приём «Поделись улыбкою своей»;

  • игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах»;

  • игровое упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»;

  • упражнение-тренинг «Подели на группы».

  1. Этап рефлексии – коллективный проект (дидактическая игра) «Солнышко общения».

На данном занятии применяется системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, коммуникативное обучение. Используется ряд технологий: игровые, информационно-коммуникативные,  групповые. Используется воспитательная технология, при этом соблюдаются и учитываются правила и особенности данной технологии, обеспечивая тем самым благоприятный эмоционально-психологический климат.

Содержание занятия соответствует его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью подобраны дидактические средства обучения, определены компетенции и УУД, на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения. Организационная структура выстроена логично, является актуальной и имеет воспитательную направленность.

4. ЭТАПЫ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организация и начало занятия

Цель: подготовить учащихся к работе, дать доброжелательную установку на дальнейшее общение.

Начало занятия было нестандартным: с помощью игры «Давай пожмём друг другу руку» был создан благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировано внимание подростков. Считаю, что данный подход был разумен в заданной тематике занятия, т.к. с первой минуты был задан тон теме занятия (по изучению общения), и прямо подводил подростков к данной теме. Поэтому, задача данного организационного этапа занятия - активизировать внимание подростков, создать настрой на работу - была решена: внимание подростков было мобилизовано, класс настроен на дальнейшую работу.

  1. Мотивационно-целевой этап

Задача мотивационно-целевого этапа была следующая: мотивировать обучающихся на работу, создать условия для определения темы и постановки целей занятия, подготовить ребят к восприятию.