Файл: Занятие социальной направленности проходило на базе 5 класса гбоу сош 469, г. СанктПетербург им по теме Успешные приемы общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы вызвать интерес к теме, был проведён игровой тренинг в парах «Рисуем дерево», содержащий в себе вопросы проблемного характера. С помощью данного тренинга в парах, обсуждений и рассуждений по ходу его выполнения поставленная задача была реализована в полном объёме: дети точно смогли сформулировать цель урока, рассказать для чего нужно общение, назвать различия при общении со сверстником и взрослым человеком.

Интерес к теме был вызван, учащиеся были подготовлены к работе - общению по заданной теме занятия, вовлечены в процесс постановки цели (были созданы условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания), установлены правильность и осознанность выполнения заданий. В ходе работы на данном этапе познавательная деятельность учащихся была организована и направлена к цели.

  1. Получение и закрепление знаний и способов действия, контроль правильности ответов и обсуждения поступков в той или иной ситуации

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. На третьем этапе основные задачи включали знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека, получение навыков культурного общения, развитие умения составлять целое из частей и умения сотрудничать со сверстниками, формирование социального опыта, развитие творческих способностей четвероклассников.

Данные задачи реализовывались путём применения следующих методов и приёмов:

  • беседа (о формулах приветствия и расставания, о мимике и жестах, о комплиментах, о характерных качествах, помогающих и мешающих общению);

  • работа в группах, парами, индивидуальная (разыгрывание ситуаций «Инсценировка», игровые упражнения: «Поделись улыбкою своей», «Давайте говорить друг другу комплименты», инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», тренинг «Подели на группы»).

На данном – основном - этапе занятия дети активно обсуждали ситуации, которые случаются с людьми в процессе общения, предлагали свой результат, добивались самостоятельного исполнения поставленных мини-задач. На данном этапе проводилась игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Игра детям понравилась, т.к. на лицах подростков наблюдались улыбки. Также была использована работа в больших группах по выполнению задания по инсценировке (разыгрыванию ситуаций), способствующая формированию добрых отношений между детьми, развитию стремления быть терпимым, доброжелательным, вежливым.


Обучающимся было дано и конкретное представление о приветственных жестах общения людей в разных странах. Это расширило представление школьников об изучаемом факте (теме общения).

Речь подростков развивалась путём проговаривания «формул» приветствия и прощания, путём выстраивания логических цепочек рассуждений и классификации при разыгрывании ситуаций, путём построения полных ответов на вопросы в игровом тренинге «Подели на группы». Ответы учащихся были полными, правильными.

Был реализован и воспитательный аспект. Дети активно включились в обсуждение, возрос интерес к работе. Считаю, что работа прошла успешно.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Цели: дать оценку и оценку успешности достижения поставленной цели, подвести итоги занятия.

На заключительном этапе занятия - рефлексии - использовалась проектная деятельность.

Коллективный проект «Солнышко общения» помог подвести итоги занятия. В ходе него в игровой форме группы ребят самостоятельно на лучах сформулировали правила общения, о которых говорилось на внеурочном занятии ранее, и составили своё яркое солнце дружбы. В этом задании ребята составляли правила коллективно, обговаривая и повторяя изученные азы успешного общения.

В заключение я дала обоснование  работы и активности класса - в целом и отдельных учеников.

Занятие завершилось повторением «правил культурного общения», после чего был осуществлён непосредственный переход к чтению стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ходе занятия использовались следующие методы воспитания и обучения:

  • методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);

  • метод контроля и самоконтроля;

  • методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);

  • метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);

  • метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческие задания);

  • метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);

  • метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат);

  • метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности);

  • метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

Для успешной реализации педагогических задач применялись образовательные технологии: общепедагогические; альтернативные, индивидуальные, групповые, коллективные; дифференцированные; личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; воспитательные, гуманистические; проблемного и интегрированного обучения. При применении воспитательной технологии были соблюдены и учтены правила и особенности данной технологии. Применялось разыгрывание ситуаций.



Все применяемые технологии, формы работы (беседа с элементами игровой деятельности; групповая, индивидуальная, фронтальная), используемые методы и приёмы соответствовали поставленным целям, содержанию учебного материала и особенностям класса, были основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивая тем самым деятельностный характер обучения.
6. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
 По моему мнению, структура занятия выбрана мной рационально – учебный материал был дан в логической последовательности; для реализации замысла занятия было продумано оригинальное оформление (мультимедийная презентация), обеспечен благоприятный эмоционально-психологический климат. Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов подростков начальной школы. Мною учитывались индивидуальные возможности подростков 4 класса.

Содержание занятия полностью соответствовало его целям и задачам. В соответствии с триединой учебной целью были подобраны и использовались дидактические средства обучения: аудиовизуальные средства (мультимедийная презентация); наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца); раздаточный материал (листы бумаги, фломастеры, ручки – на каждого учащегося, карточки с заданиями). Были определены компетенции, УУД на формирование которых рассчитано занятие, разработана стратегия их достижения (определён планируемый результат). Организационная структура занятия была логичной, актуальной и имела воспитательную направленность.

Содержание учебного материала соответствовало теме занятия, объём материала был оптимальным на всех этапах занятия для достижения запланированного результата.

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; разные методы: словесный (беседа, рассказ), практический (проблемно-поисковый), методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), рефлексия. Они способствовали развитию у подростков навыков общения, проведению совместной деятельности, проявлению их личных качеств.

Для лучшего усвоения нового материала всё занятие полностью сопровождалось наглядным материалом (мультимедийной презентацией). На занятии использовался также и раздаточный материал.


Все обучающиеся были вовлечены в творческую деятельность с целенаправленным чередованием видов деятельности, темп обеспечил активность большинства четвероклассников.

Речь подростков была на хорошем уровне:  речь правильная, ответы полные, активность и работоспособность высокие. Интерес ребят поддерживался на протяжении всей беседы. Использовались различные виды деятельности и их чередование. Психологическая атмосфера была доброжелательная, поддерживалась добрым,  уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Высокая мотивация обучающихся достигалась за счёт необычной формы заданий, что помогло настроить учеников на общение и улучшить их настроение.

Психологическая атмосфера на занятии была доверительная, эмоциональная, доброжелательная, поддерживалась добрым,  уважительным отношением к детям, положительными эмоциями. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

Занятие завершилось повторением «Правил общения» и чтением стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

Рефлексивный анализ проводился в течение всего занятия - обучающиеся на разных этапах приходили к определённым выводам. В итоге результат был достигнут каждым обучающимся.

Система приёмов, методов и форм организации проведённого занятия в целом помогла организовать познавательную активность четвероклассников.

Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы), который я делала на анализируемом занятии, был оправдан и весьма эффективен, т.к. игра - это важнейший путь включения подростков в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. По-моему мнению, для учеников начальной школы необходимо в каждое занятие включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний подростков, развития психических и умственных процессов.

Считаю, что работа прошла успешно и эффективно. Главное, чего я хотела добиться на занятии - научить подростков общаться. Думаю, что это получилось, т.к. дети были активны, непосредственны, внимательны и самокритичны, смогли выполнить все поставленные задачи на отдельных этапах занятия, добиться заявленной цели мероприятия и достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). Все ученики работали на высоком уровне, свободно высказывали свои мнения, идеи.


Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, показавший, что все аспекты и цели занятия были реализованы. Занятие достигло своих целей.