Файл: Ответ Праооп дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Проанализируйте Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для слепых, слабовидящих воспитанников и детей с косоглазием и амблиопией (ПрАООП ДО).

Составьте сравнительную характеристику приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.

Ответ:

ПрАООП

дошкольного образования

Приоритетные направления

деятельности ДОО

Для слепых детей

Образовательная деятельность педагогов с слепыми дошкольниками предполагает следующие направления работы:

– создание специальных игровых условий, позволяющих детям свободно ориентироваться в помещении группы, площадки, и игровой среды, способствующей самостоятельному игровому творчеству и общению;

– формирование игровых действий, отражающих социальные взаимоотношения;

– развитие потребности детей отображать в игре знания об окружающем мире, окружающей действительности;

– привитие интереса к различным видам игр;

– развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формировании умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения;

– развитие навыков самообслуживания, сопровождаемое поэтапным объяснением каждого приема, сопряженным выполнением действий, и постепенным переходом к их самостоятельному выполнению;

– участие детей в хозяйственно-бытовом труде посредством специально организованных игр;

– привлечении детей к элементарному труду в природе (полив крупных растений, наблюдение за уборкой листьев, снега на участке, привлечение к элементарным действиям).

Для слабовидящих детей

Выбор данного направления приоритетной деятельности ДОО обусловлен недостаточностями и особенностями физического развития слабовидящих детей, их особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью особого поддержания их здоровья (физического, соматического), охраной и укреплением функциональной деятельности сохранных анализаторов, воспитанием двигательной активности, преодолением трудностей при формировании двигательных навыков.

Направление «Образовательная деятельность c обеспечением социализации дошкольников со слабовидением высокой степени». В рамках данного направления деятельности ДОО слабовидящий дошкольник будет иметь возможность накапливать и расширять опыт самостоятельной игровой деятельности, опыт участия в разных видах игр со сверстниками, взрослыми, развития инициативности, потребностей во взаимодействии с другими людьми, в самореализации и самопрезентации.

Направление «Художественно-эстетическая образовательная деятельность».

Приоритетность данного направления образовательной деятельности Организации обусловлена особой реабилитационной и адаптационно-компенсаторной ролью разных видов художественно-эстетической деятельности для слабовидящих детей через присвоение ими опыта самовыражения и самореализации, требующих, в свою очередь, не исполнителя, а «созидателя», с освоением разных средств выразительности, обогащением чувственной основы познания внешнего и внутреннего мира, удовлетворением познавательной активности, актуализации творческих способностей, развитием волевых качеств личности, ее гармонизации, утверждением и познанием своего «Я».

Для детей с косоглазием и амблиопией

Направление «Физкультурно-оздоровительно-лечебная деятельность»

Выбор данного направления приоритетной деятельности ДОО обусловлен недостаточностью и особенностями физического развития детей с ФРЗ, их особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью особого поддержания их физического здоровья в условиях наличия полисистемной хронической патологии; охраной и укреплением функциональной деятельности зрительного анализатора; развитием и восстановлением нарушенного зрения до нормальных значений; воспитанием двигательной активности; преодолением трудностей формирования двигательных умений и навыков с повышением координационных способностей.

Направление «Художественно-эстетическая образовательная деятельность»

Приоритетность данного направления образовательной деятельности Организации обусловлена особой адаптационно-компенсаторной и коррекционно-развивающей ролью разных видов художественно-эстетической деятельности для детей с ФРЗ через присвоение ими опыта самовыражения и самореализации, требующих, в свою очередь, не исполнителя, а «созидателя», с освоением разных средств выразительности, повышением ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей ролей зрения, развитием различных сторон зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей, удовлетворением познавательной, двигательной активностей, актуализации координационных, творческих способностей, развитием волевых качеств личности, ее гармонизации, утверждением и познанием своего «Я».


 

Задание 2. Воспользуйтесь Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и составьте сравнительную характеристику вариантов начального общего образования слепых или слабовидящих обучающихся (на выбор).

Ответ:

Вариант

Шифр варианта

Шифр варианта

Шифр варианта

Шифр варианта

Предназначен для

Вариант 3.1 для слепых обучающихся

Вариант 3.2 для слепых обучающихся

Вариант 3.3 для слепых обучающихся

Вариант 3.4 для слепых обучающихся

Итоговые достижения начального общего образования

Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(9):

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых, обучающихся личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю);

осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира;

2) формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении;

умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

3) формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;

приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата;

4) ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса;

5) наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания;

6) формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

10) принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

11) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов;

на безопасный, здоровый образ жизни.


Личностные результаты освоения АООП НОО слепых, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию ценностных установок и должны отражать:

1) формирование любви к своей стране, городу;

2) принятие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности;

3) владение коммуникативными умениями и знаниями основных норм межличностного взаимодействия;

4) развитие эстетических чувств;

5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

6) знание правил безопасного, здорового образа жизни;

7) развитие интереса к трудовым действиям.


Возможные личностные результаты освоения АООП слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:

1) осознание своей принадлежности к определенному полу;

2) осознание себя как "Я";

3) овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и других);

5) наличие элементарных представлений о нравственных нормах ("хорошо" - "плохо"), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств;

6) развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни;

9) приобретение опыта безопасного поведения в быту и природе;

10) развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально-бытовых умений.


Обязательные образовательные области

Физическая культура

Технология

Музыка

Искусство

Тифлографика

Основы религиозных культур и светской этики

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Математика и информатика:

Иностранный язык

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

Филология

Русский язык. Родной язык

Физическая культура

Технология

Музыка

Искусство

Тифлографика

Основы религиозных культур и светской этики

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Математика и информатика

Иностранный язык

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

Филология

Русский язык. Родной язык

Физическая культура

Технология

Музыка

Искусство

Тифлографика

Естествознание

Математика

Чтение (Литературное чтение)

Язык и речевая практика. Русский язык

Физическая культура

Технология

Музыка и движение

Искусство

Тифлографика

Окружающий мир

Математика

Чтение

Язык и речевая практика. Русский язык


 

Задание 3. Составьте примерный график работы тифлопедагога

Ответ:

День недели

Время

Деятельность тифлопедагога

Понедельник, среда, пятница

8.00-12.00

С 8.00 до 8.45 целесообразно планировать работу с родителями, участвовать в приеме детей в группу, организовывать индивидуальную работу. В младшей группе или при наличии детей, испытывающих трудности, при раздевании, во время гимнастики умывании, приеме пищи, подготовке к занятиям и др. тифлопедагогу целесообразно оказывать индивидуальную коррекционную помощь детям в режимных моментах.



С 10.10 до 11.00 индивидуальные занятия с последующим сопровождением детей в группы (на начальном этапе обучения).

С 11.00 до 12.00 также можно планировать индивидуальные занятия с детьми. В данный промежуток времени возможны и другие варианты работы, например, участие в проведении прогулки (организовать наблюдение вместе с детьми за природой и т.д.).

Вторник

14.00-18.00

С 14.00 до 15.00 (вторник)– работа с документацией, проведение консультаций для воспитателей, встреча с разными педагогическими специалистами (методист ЛФК, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др.) по согласованию плана работы с детьми на неделю, месяц.

С 15.00 до 17.00 – индивидуальные занятия с детьми.

С 17.00 до 18.00 – работа с родителями.