ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Проанализируйте Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для слепых, слабовидящих воспитанников и детей с косоглазием и амблиопией (ПрАООП ДО).
Составьте сравнительную характеристику приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.
Ответ:
ПрАООП дошкольного образования | Приоритетные направления деятельности ДОО |
Для слепых детей | Образовательная деятельность педагогов с слепыми дошкольниками предполагает следующие направления работы: – создание специальных игровых условий, позволяющих детям свободно ориентироваться в помещении группы, площадки, и игровой среды, способствующей самостоятельному игровому творчеству и общению; – формирование игровых действий, отражающих социальные взаимоотношения; – развитие потребности детей отображать в игре знания об окружающем мире, окружающей действительности; – привитие интереса к различным видам игр; – развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формировании умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения; – развитие навыков самообслуживания, сопровождаемое поэтапным объяснением каждого приема, сопряженным выполнением действий, и постепенным переходом к их самостоятельному выполнению; – участие детей в хозяйственно-бытовом труде посредством специально организованных игр; – привлечении детей к элементарному труду в природе (полив крупных растений, наблюдение за уборкой листьев, снега на участке, привлечение к элементарным действиям). |
Для слабовидящих детей | Выбор данного направления приоритетной деятельности ДОО обусловлен недостаточностями и особенностями физического развития слабовидящих детей, их особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью особого поддержания их здоровья (физического, соматического), охраной и укреплением функциональной деятельности сохранных анализаторов, воспитанием двигательной активности, преодолением трудностей при формировании двигательных навыков. Направление «Образовательная деятельность c обеспечением социализации дошкольников со слабовидением высокой степени». В рамках данного направления деятельности ДОО слабовидящий дошкольник будет иметь возможность накапливать и расширять опыт самостоятельной игровой деятельности, опыт участия в разных видах игр со сверстниками, взрослыми, развития инициативности, потребностей во взаимодействии с другими людьми, в самореализации и самопрезентации. Направление «Художественно-эстетическая образовательная деятельность». Приоритетность данного направления образовательной деятельности Организации обусловлена особой реабилитационной и адаптационно-компенсаторной ролью разных видов художественно-эстетической деятельности для слабовидящих детей через присвоение ими опыта самовыражения и самореализации, требующих, в свою очередь, не исполнителя, а «созидателя», с освоением разных средств выразительности, обогащением чувственной основы познания внешнего и внутреннего мира, удовлетворением познавательной активности, актуализации творческих способностей, развитием волевых качеств личности, ее гармонизации, утверждением и познанием своего «Я». |
Для детей с косоглазием и амблиопией | Направление «Физкультурно-оздоровительно-лечебная деятельность» Выбор данного направления приоритетной деятельности ДОО обусловлен недостаточностью и особенностями физического развития детей с ФРЗ, их особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью особого поддержания их физического здоровья в условиях наличия полисистемной хронической патологии; охраной и укреплением функциональной деятельности зрительного анализатора; развитием и восстановлением нарушенного зрения до нормальных значений; воспитанием двигательной активности; преодолением трудностей формирования двигательных умений и навыков с повышением координационных способностей. Направление «Художественно-эстетическая образовательная деятельность» Приоритетность данного направления образовательной деятельности Организации обусловлена особой адаптационно-компенсаторной и коррекционно-развивающей ролью разных видов художественно-эстетической деятельности для детей с ФРЗ через присвоение ими опыта самовыражения и самореализации, требующих, в свою очередь, не исполнителя, а «созидателя», с освоением разных средств выразительности, повышением ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей ролей зрения, развитием различных сторон зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей, удовлетворением познавательной, двигательной активностей, актуализации координационных, творческих способностей, развитием волевых качеств личности, ее гармонизации, утверждением и познанием своего «Я». |
Задание 2. Воспользуйтесь Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и составьте сравнительную характеристику вариантов начального общего образования слепых или слабовидящих обучающихся (на выбор).
Ответ:
Вариант | Шифр варианта | Шифр варианта | Шифр варианта | Шифр варианта |
Предназначен для | Вариант 3.1 для слепых обучающихся | Вариант 3.2 для слепых обучающихся | Вариант 3.3 для слепых обучающихся | Вариант 3.4 для слепых обучающихся |
Итоговые достижения начального общего образования | Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(9): 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слепых, обучающихся личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к своему городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира; 2) формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 3) формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем; приобретение новых знаний и умений, формирование мотивации достижения результата; 4) ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса; 5) наличие стремления к совершенствованию своих способностей, ориентации на образец поведения "хорошего ученика" как примера для подражания; 6) формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде; 7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 10) принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 11) формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану сохранных анализаторов; на безопасный, здоровый образ жизни. | Личностные результаты освоения АООП НОО слепых, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию ценностных установок и должны отражать: 1) формирование любви к своей стране, городу; 2) принятие социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности; 3) владение коммуникативными умениями и знаниями основных норм межличностного взаимодействия; 4) развитие эстетических чувств; 5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; 6) знание правил безопасного, здорового образа жизни; 7) развитие интереса к трудовым действиям. | Возможные личностные результаты освоения АООП слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать: 1) осознание своей принадлежности к определенному полу; 2) осознание себя как "Я"; 3) овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; 4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и других); 5) наличие элементарных представлений о нравственных нормах ("хорошо" - "плохо"), общепринятых правилах поведения, эстетических чувств; 6) развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) сформированность элементарных представлений о здоровом образе жизни; 9) приобретение опыта безопасного поведения в быту и природе; 10) развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально-бытовых умений. |
Обязательные образовательные области | Физическая культура Технология Музыка Искусство Тифлографика Основы религиозных культур и светской этики Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Математика и информатика: Иностранный язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Филология Русский язык. Родной язык | Физическая культура Технология Музыка Искусство Тифлографика Основы религиозных культур и светской этики Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Математика и информатика Иностранный язык Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке Филология Русский язык. Родной язык | Физическая культура Технология Музыка Искусство Тифлографика Естествознание Математика Чтение (Литературное чтение) Язык и речевая практика. Русский язык | Физическая культура Технология Музыка и движение Искусство Тифлографика Окружающий мир Математика Чтение Язык и речевая практика. Русский язык |
Задание 3. Составьте примерный график работы тифлопедагога
Ответ:
День недели | Время | Деятельность тифлопедагога |
Понедельник, среда, пятница | 8.00-12.00 | С 8.00 до 8.45 целесообразно планировать работу с родителями, участвовать в приеме детей в группу, организовывать индивидуальную работу. В младшей группе или при наличии детей, испытывающих трудности, при раздевании, во время гимнастики умывании, приеме пищи, подготовке к занятиям и др. тифлопедагогу целесообразно оказывать индивидуальную коррекционную помощь детям в режимных моментах. С 10.10 до 11.00 индивидуальные занятия с последующим сопровождением детей в группы (на начальном этапе обучения). С 11.00 до 12.00 также можно планировать индивидуальные занятия с детьми. В данный промежуток времени возможны и другие варианты работы, например, участие в проведении прогулки (организовать наблюдение вместе с детьми за природой и т.д.). |
Вторник | 14.00-18.00 | С 14.00 до 15.00 (вторник)– работа с документацией, проведение консультаций для воспитателей, встреча с разными педагогическими специалистами (методист ЛФК, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др.) по согласованию плана работы с детьми на неделю, месяц. С 15.00 до 17.00 – индивидуальные занятия с детьми. С 17.00 до 18.00 – работа с родителями. |