ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

КафедраДошкольная психология, прикладная педагогика

44.03.02 Психолого-педагогическое образований

Психология и педагогика дошкольного образования

Практическое задание № 1
по учебному курсу «Образовательная среда в дошкольной организации»



Студент

И.Н Шульга













Группа

ППОбд-1901в













Преподаватель

Е.И Болгарчук














Тольятти 2023

Практическая работа №3

Авторы

Название принципа

Характеристика принципа

Пример реализации данного принципа

Исследования В.В Давыдова и Л.Б Пнтровского

В работе В.В Давыдова и Л.Б Петровского определенны главные требования к «интегральной среде всестороннего развития ребёнка»

Пространственно-предметный компонент

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;                       

Чем богаче наполнена среда, тем больше у ребенка средств к развитию. Разнообразие игрового материала, обучающего материала, мебели, атрибутов к играм способствует расширению кругозора детей в игре.

Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязнные жизненные моменты;

Деятельность ребенка динамична и сменяет друг друга. В этой связи игровую, продуктивную и коммуникативную деятельность можно интегрировать в один компонент. Поэтому зону чтения худ. Лит-ры располагают в близости от социально-коммуникативноой, игровой, творческой зоны, зону продуктивной деятельности непосредственно в близости от книжного уголка и игровой зоны. Зону безопасности рядом с зоной конструктивных игр, машинок, зону с содержанием трудового инвентаря рядом с уголком дежурств.







Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Наличие модулей, переносного игрового оборудования способствует обогащению сюжета игры, вынос игровых действий за пределы группового помещения




Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития

Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе.











Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе.

Разносторонее развитие личности ребенка через правильно организованную игровую и образовательную деятельность, через внесение достаточного разноообразия игрового и стимульного материала обеспечивает личностное саморазвитие ребенка. Наполненность развивающей среды способствует развитию познавательной сферы детей через организованную совместную деятельность с педагогом и через самостоятельную деятельность.

Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды. Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

ориентирует
организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует
установлению оптимального контакта с детьми.

Предметно-пространственное планирование группового помещения должно соответствовать количеству детей и их возрастной группе. Дети должны свободно передвигаться по группе, игровая мебель, иллюстрации, мольберты должны быть внесены на уровне глаз детей.

Принцип активности, самостоятельности, творчество

позволяет
осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком

Внесение природного и бросового материала, книг, иллюстраций, энциклопедий детьми в зоны: познавательного развития, художественного развития, зона экспериментально-исследовательской деятельности





Принцип стабильности-динамичности

позволяет трансформировать
пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания
окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Мягкие объемные модули для создания детьми различных конструкций, передвижное игровое оборудование




Принцип комплексирования и гибкого зонирования

даёт возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься

одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу

Зонирование зоны худ.литературы в соседстве от зоны театрализованных игр и творческой деятельности детей. Дети прочитали эпизод из сказки, поиграли в сказку, нарисовали свои впечатления




Принцип учета половых и возрастных различий детей

позволяет
осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои
склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами
мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных
категорий

Планирование зон таким образом, что бы каждый ребенок мог играть в то, что ему интересно исходя из гендерных предпочтений. Мальчики играют в конструктивные игры, машинки, девочки в парикмахерскую, семью, кукол




Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и

неординарных элементов

визуальное оформление предметной среды

Наличие декоративных элементов определяющих зону Наличие декоративных элементов определяющих зону развития, эстетичность игр и игрушек, наличие системы хранения материалов и атрибутов для придания эстетичности зоне, отсутствие захламленности




Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия каждого ребенка и взрослого

позволяет осуществлять

личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им

социального опыта.

Наличие сенсорной комнаты, уголков уединения, зоны релаксации




Принцип открытости – закрытости

предполагает персонализацию среды

каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет

ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и

психического здоровья детей

Зоны развития должны наполняться с учетом приоритетов каждого ребенка




Принцип безопасности и гигиеничности среды

обеспечивает

безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным

особенностям детей.

Мебель должна соответствует требованиям и подбираться по астрометрическим показателям, должна быть прикручена, без надломов и трещин. Игрушки должны быть целыми, из безопасных материалов. Детям ясельного возраста исключить игрушки мелкого размера, железные, острые, не сертифицированные, потому что могут быть с ядовитыми красителями