ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
КафедраДошкольная психология, прикладная педагогика
44.03.02 Психолого-педагогическое образований
Психология и педагогика дошкольного образования
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Образовательная среда в дошкольной организации»
Студент | И.Н Шульга | |
| | |
Группа | ППОбд-1901в | |
| | |
Преподаватель | Е.И Болгарчук | |
| | |
Тольятти 2023
Практическая работа №3
Авторы | Название принципа | Характеристика принципа | Пример реализации данного принципа |
Исследования В.В Давыдова и Л.Б Пнтровского | В работе В.В Давыдова и Л.Б Петровского определенны главные требования к «интегральной среде всестороннего развития ребёнка» | ||
Пространственно-предметный компонент | Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; | Чем богаче наполнена среда, тем больше у ребенка средств к развитию. Разнообразие игрового материала, обучающего материала, мебели, атрибутов к играм способствует расширению кругозора детей в игре. | |
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязнные жизненные моменты; | Деятельность ребенка динамична и сменяет друг друга. В этой связи игровую, продуктивную и коммуникативную деятельность можно интегрировать в один компонент. Поэтому зону чтения худ. Лит-ры располагают в близости от социально-коммуникативноой, игровой, творческой зоны, зону продуктивной деятельности непосредственно в близости от книжного уголка и игровой зоны. Зону безопасности рядом с зоной конструктивных игр, машинок, зону с содержанием трудового инвентаря рядом с уголком дежурств. | ||
| | Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. | Наличие модулей, переносного игрового оборудования способствует обогащению сюжета игры, вынос игровых действий за пределы группового помещения |
| Психодидактический компонент | Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития | Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе. |
| | | Ребенок развивается в деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, творческой. Организованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, что обеспечивает здоровый психологический климат в детском коллективе. Разносторонее развитие личности ребенка через правильно организованную игровую и образовательную деятельность, через внесение достаточного разноообразия игрового и стимульного материала обеспечивает личностное саморазвитие ребенка. Наполненность развивающей среды способствует развитию познавательной сферы детей через организованную совместную деятельность с педагогом и через самостоятельную деятельность. |
Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды. Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. | |||
Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского | Принцип дистанции, позиции при взаимодействии | ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми. | Предметно-пространственное планирование группового помещения должно соответствовать количеству детей и их возрастной группе. Дети должны свободно передвигаться по группе, игровая мебель, иллюстрации, мольберты должны быть внесены на уровне глаз детей. |
Принцип активности, самостоятельности, творчество | позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком | Внесение природного и бросового материала, книг, иллюстраций, энциклопедий детьми в зоны: познавательного развития, художественного развития, зона экспериментально-исследовательской деятельности |
| Принцип стабильности-динамичности | позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения. | Мягкие объемные модули для создания детьми различных конструкций, передвижное игровое оборудование |
| Принцип комплексирования и гибкого зонирования | даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу | Зонирование зоны худ.литературы в соседстве от зоны театрализованных игр и творческой деятельности детей. Дети прочитали эпизод из сказки, поиграли в сказку, нарисовали свои впечатления |
| Принцип учета половых и возрастных различий детей | позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий | Планирование зон таким образом, что бы каждый ребенок мог играть в то, что ему интересно исходя из гендерных предпочтений. Мальчики играют в конструктивные игры, машинки, девочки в парикмахерскую, семью, кукол |
| Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов | визуальное оформление предметной среды | Наличие декоративных элементов определяющих зону Наличие декоративных элементов определяющих зону развития, эстетичность игр и игрушек, наличие системы хранения материалов и атрибутов для придания эстетичности зоне, отсутствие захламленности |
| Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого | позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. | Наличие сенсорной комнаты, уголков уединения, зоны релаксации |
| Принцип открытости – закрытости | предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей | Зоны развития должны наполняться с учетом приоритетов каждого ребенка |
| Принцип безопасности и гигиеничности среды | обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей. | Мебель должна соответствует требованиям и подбираться по астрометрическим показателям, должна быть прикручена, без надломов и трещин. Игрушки должны быть целыми, из безопасных материалов. Детям ясельного возраста исключить игрушки мелкого размера, железные, острые, не сертифицированные, потому что могут быть с ядовитыми красителями |