Файл: 1. Почему необходимо управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

1. Почему необходимо управление?

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, тогда и появилась необходимость в управлении. Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается…в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

2. Раскройте суть управленческого труда.

Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления - это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает «подчинять себе людей», которые стремятся ее достичь, и оказывает влияние на выбор методов и средств. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

3. Опишите уровни управления. Какие характерны роли для каждого уровня?

Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др.

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за
процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность. К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.

Управляющие среднего звена возглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.

Нижний уровень управления – это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников.

Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

4. Как вы понимаете словосочетание «эффективное управление»?



Когда мы употребляем термины «эффективность» и «неэффективность», мы не имеем в виду какие-то измеряемые величины или характеристики. Специалисты в разных областях, как-то: инженер-производственник, политик, директор, менеджер, маркетолог – говоря об эффективности и неэффективности управления, понимают значение этих слов по-разному.

Для начала необходимо определиться, в чем заключается общепринятый смысл термина «управление».

Управление – это система действий, посредством которых достигается конкретная цель.

Главной фигурой в этой системе является управляющий, который обладает знаниями, навыками, талантом и наделён должностными полномочиями.

Однако если поставленная задача не реализована или реализована с повышенными затратами (денежными, временными), следует считать, что управляющий не выполнил свои функции эффективного управления. Скорее всего, он занимался проблемой не в полной мере, как того требовала ситуация.

Следовательно, употребление термина «неэффективное управление» некорректно по отношению к в бизнесу, производству, политике: управление либо эффективно, либо отсутствует вовсе.

Чтобы говорить об эффективном управлении, необходимо оценить работу управленческого аппарата (или конкретно управленца) в динамике, изучить количественные и качественные показатели, результаты деятельности возглавляемого им производства (фирмы), стратегию развития. Естественно, оценка эффективного управления должна быть комплексной и объективной.

Оценочными критериями функции управления являются:

Целевой подход

При оценке учитываются быстрота и качество реализации задач, стоящих перед управленцем. Некоторые считают целевой подход в процессе оценки управления недостаточно объективным. Даже если все сотрудники мотивированы на выполнение конкретной задачи, это ещё не значит, что управление эффективно: в процессе деятельности могут изменяться цели, их количество, возникать противоречия между ними.

Ресурсный подход

При таком подходе оценивается, какое количество ресурсов фирмы было выделено для реализации поставленной задачи. Полученный результат должен быть соразмерен израсходованным ресурсам.


Оценочный подход

  • При этом сама фирма проводит анализ:



  • своего рейтинга в рыночном пространстве;



  • прибыли за текущий год по сравнению с предыдущим;



  • своих преимуществ/недостатков по сравнению с конкурентами;



  • быстроты достижения запланированных показателей и т. д.

Комплексный подход

По мнению специалистов, это самый объективный оценочный подход, т. к. предполагает применение одновременно нескольких критериев.

Необходимо понимать, что провести анализ эффективного управления без оценки деятельности руководителя невозможно. Руководитель – основное звено и двигатель управления, наделённый максимальным количеством полномочий.

Задание 2

1. Менеджмент, маркетинг как основные элементы современных управленческих технологий. Поясните, как вы понимаете. Приведите примеры.

Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента могут быть направлены на объекты, на процессы и функции.

- Объекты воздействия маркетинг-менеджмента: покупатель, производитель, товар, посредник, конкурент.

- Процессы, на которые воздействует маркетинг-менеджмент: формирование политик компании (финансовой, инвестиционной, торговой, товарной); формирование взаимоотношений (с поставщиками, покупателями, посредниками); процессе разработки, создания нового товара и др.

- Функции, на которые воздействует маркетинг-менеджмент: планирование; управление; контроль и учет; анализ.

Сфера деятельности маркетинг-менеджмента

- разработка маркетинговой политики компании – основных и неизменных принципов ее рыночной деятельности;

- разработка стратегии маркетинга – перспективного маркетингового плана;

- разработка тактических программ маркетинга;

- организация управления маркетинговыми программами;

- организация управления средствами труда;

- организация управления рыночными отношениями.

- организации текущего процесса маркетинга,

- координация различных подразделений компании в целях маркетинга;

- контроль деятельности и аудит.

Маркетинг-менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления маркетингом в целях интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги компании и увеличения ее прибыли. Таким образом, процесс маркетинга-менеджмента состоит из этапов:


- анализ рыночных возможностей компании;

- отбор целевых рынков;

- разработка комплекса маркетинга для каждого целевого рынка;

- реализация маркетинговых мероприятий.

- контроль деятельности

- анализ полученных результатов и выработка решений для улучшения маркетинг-менеджмента.

Современные приоритеты маркетинг-менеджмента:

- от маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации;

- от организации по товарным единицам к клиент ориентированной структуре компании;

- аутсорсинг и межфирменное взаимодействие;

- многообразие форм межфирменного взаимодействия: стратегические группы, альянсы, сетевые компании, партнерства;

- от сохранения старых рыночных позиций к поиску новых;

- от ориентации на материальные активы к накоплению нематериальных активов;

- ускорение процесса презентации и продажи товара за счет онлайновой торговли;

- от финансовых показателей к маркетинговым оценкам.

2. Перечислите роли, выполняющие в организации руководители низового, среднего и высшего звеньев управления.

Руководители высшего звена - самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

Руководители среднего звена - представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением - координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном‚ это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.