Файл: Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников.rtf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Педагогический Институт
Кафедра педагогики и методик начального образования
Курсовая работа
на тему: «Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников»
Выполнила студентка 2 курса, гр. А
отделения начального образования
СМИРНОВА Светлана Юрьевна
Научный руководитель:
ШАТОХИНА Ирина Владимировна
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.1 Учебная самостоятельность как цель образовательного процесса в современной начальной школе.2 Безотметочное оценивание как условие становления оценочной самостоятельности учащихся в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.3 Вариативность оценивания в современных системах начального образования
ГЛАВА II Опытно-экспериментальное изучение и развитие умений самооценивания учащихся экспериментального класса.1 Изучение умений самооценивания учащихся экспериментального класса.2 Рекомендации по применению технологии безотметочного оценивания в экспериментальном классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Целью современного образования является воспитание творчески развитой, активной личности, способной к позитивному преобразованию окружающей действительности. В процессе образования человека важно формировать способность и готовность к оптимальному выбору целей и средств в изменяющейся ситуации, к оценке субъектом реальных возможностей и максимальной активизации по осуществлению сделанного выбора. Ценностные ориентиры личности дадут возможность определения целевой направленности деятельности, а также выбора средств по осуществлению данной цели самостоятельно.
Оцениванию посвящены психологические исследования Л.В. Берцфаи, Д.Н. Богоявленского, В.В. Давыдова, А.В. Захаровой, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.А. Львовского, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, Г.Г. Микулиной, К.Н. Поливановой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.Г. Романко, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Данные работы направлены на определение путей развития способностей, мотивации, личностных качеств, использование резервных возможностей учащихся.
В современных исследованиях, в том числе диссертационных, оценка и её формализованное выражение - отметка - рассматриваются как формы учёта знаний (И.Ю. Кулагина, Н.Ю. Максимова, Н.Е. Никитина, Н.В. Селезнёв и др.). Лишь некоторые авторы связывают педагогическую диагностику с установлением динамики развития мыслительных операций (С.Ф. Горбов, В.В. Давыдов, Н.Л. Табачникова, Д.Б. Эльконин и др.).
Существуют работы, в которых оценка, помимо определения уровня знаний, способна предоставлять информацию о развитии личностных качеств ребёнка (А.А. Аксёнов, О.В. Груздева, И.П. Колесников, В.И. Новиков и др.).
Личностно-ориентированный подход к оценке предполагает не только её гуманизацию и индивидуализацию, но и особую психологическую и педагогическую роль, ориентирующую ребёнка на саморазвитие и самореализацию. Оценка в личностно-ориентированной парадигме становится значимым компонентом педагогического процесса. Появляясь как результат широкой диагностики индивидуальных качеств и свойств личности и их динамики, оценка и её адекватное выражение должны стать средством индивидуализации педагогического процесса (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.В. Груздева, М.В. Коптева, В.И. Новиков, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.).
В теории и практике педагогического оценивания в начальном образовании возникли следующие противоречия:
· между сложившейся системой балльного оценивания, потребностью ребёнка в отметке и нормативно-правовой базой оценивания в связи с обязательным безотметочным обучением в первом классе школы,
· между развивающим характером содержания образования и традиционной системой оценивания;
· между активной позицией ребёнка и традиционно сложившимися «субъект-объектными» отношениями между учителем и учащимся в деятельности оценивания;
· между методами и приёмами воспитания, используемыми родителями как носителями семейных традиций и педагогами как носителями общественных традиций;
· между пониманием смыслов оценивания учителями начальной школы (оценить общеучебные умения) и учителями среднего звена (оценить умения по «своему» предмету).
Выявленные противоречия помогли сформулировать проблему: в чём сущность, и какими должны быть способы и формы педагогического оценивания, чтобы они были адекватны целям начального образования?
Это обусловило выбор темы исследования: «Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников».
Объектом исследования выступает учебная самостоятельность младших школьников.
Предметом способы безотметочного оценивания результатов обучения, направленные на становление учебной самостоятельности учащихся начальных классов.
Цель исследования - определить способы построения безотметочного обучения, опосредующие становление у младших школьников умений самооценивания.
В полном соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования выдвигается гипотеза исследования: учебный процесс в начальной школе необходимо строить с использованием технологии безотметочного обучения, т.к. это способствует становлению у младших школьников умений самооценивания, выступающих основой учебной самостоятельности.
Выдвинутая гипотеза и цель исследования определили следующие задачи:
. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме становления учебной самостоятельности младших школьников.
. Проанализировать опыт становления учебной самостоятельности младших школьников посредством безотметочного обучения в современных системах начального образования.
. Организовать опытно-педагогическую работу, направленную на изучение и развитие самооценочных умений младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика.
База исследования: лицей 57 г. Ростова-на-Дону.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
безотметочный оценивание самостоятельность учащийся
I.1 Учебная самостоятельность как цель образовательного процесса в современной начальной школе
Исследованием природы человеческой активности и в частности самостоятельности занимаются многие науки, среди которых важное место принадлежит педагогической психологии, изучающей источники психической активности ребенка, механизмы ее становления, особенности проявления в различных видах деятельности. Наиболее полное свое развитие эта проблема получила в рамках общеметодологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), определившей основные принципы психического развития, единства сознания и деятельности, общественного и индивидуального.
По мнению Н.Ф. Виноградовой, учебная самостоятельность школьника - это "умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне" ("Делай вот это...", "Делай вот так..."). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению ("Я хочу это сделать...", "Мне нужно это сделать...", "Мне интересно это делать..."). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Самостоятельная учебная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и характер преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника.
Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.
П.Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы самостоятельного поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска. Таким образом, существуют два направления проблемы развития познавательной самостоятельности: влияние условий воспитания и повседневной жизни; проведение развивающего эксперимента. Так как первый уровень формирования самостоятельности прослеживается у многих учеников в начале занятий, то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень учебной самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждения и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
Третий уровень самостоятельности - частично-поисковая учебная самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов; в умении осуществить перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности - умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.
Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова - это единственно правильный и самый лучший способ развития учебной самостоятельности школьников. Эта система способствует развитию учебной самостоятельности гораздо лучше, чем доминирующая традиционная система образования.
Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников. Вторая составляющая умения учиться связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности - выходить за границы наличного опыта, трансцендировать.
Человек, умеющий учиться самостоятельно, столкнувшись с новым типом задач, способен преобразовывать известные ему способы действия и искать новые, используя при этом ресурсы, предоставляемые человеческой культурой (в частности, учебники, справочники, словари и т.п.).
Слово «самостоятельный» используется в трех значениях:
независимый, вольный, свободный, неподчиненный; действующий по собственной инициативе, сам себя побуждающий к началу какого-либо дела; совершаемый без чьей-либо помощи. Иными словами, самостоятельность - это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.).