Файл: Вафваправление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.  Каковы общие функции государственного управления?

5.  Назовите основные признаки государственного управления.

6.  Как соотносятся понятия: «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления»?

7.  В чем основное содержание принципов государственного управления?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 50, 287.

2.  Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С. 6.

3.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

4.  Копытов Ю.А. Административное право: Учебник. – М.: Издательство Юрайт. 2015. С. 42, 141.

5.  Мелехин А.В. Административное право: Учебник. – М.: Юстиция, 2016. – С. 10.

6.  Попов Л.Л. Административное право: учебник – М., 2005.

7.  Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. – С. 18.

8.  Федеральныйзакон«Обезопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015).

 

Дополнительная литература:

1.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).

2.  «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

3.  Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).

4.  Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).

5.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

6.  Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

7.  Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

 

Тема 2. Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука

 

Цели изучения темы:

     получение начального представления о генезисе возникновения административного права;


     получение начального представления о месте административного права в правовой системе Российской Федерации;

     получение начального представления об административном праве и государственное управление.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «генезис возникновения и развития административного права»;

     определение места административного права в правовой системе Российской Федерации;

     соотношение административного права и системы государственного управления;

     выявление основных принципов, сущности и методов административного права.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление о:

     о предмете «административное право»;

     о месте административного права в правовой системе Российской Федерации.

 

Будете знать:

     соотношение административного права с конституционным, гражданским, трудовым, уголовным, финансовым и другими отраслями права;

     общественные отношения, регулируемые административным правом;

     особенности метода административно-правового регулирования общественных отношений;

     источники административного права.

 

Вопросы темы:

1.  Генезис и этапы развития административного права.

2.  Понятие административного права.

3.  Методы административно-правового регулирования.

4.  Система административного права.

5.  Источники административного права.

 

Вопрос 1. Генезис и этапы развития административного права.

 

Административное право как правовая дисциплина и самостоятельное научное знание начало формироваться в процессе исторического развития государственного аппарата в ХV–ХVI вв. Совокупность таких понятий, как «полицейское право», «наука полиции», «наука права внутреннего управления», «административное право», – рассматриваются как разные названия отрасли юриспруденции, в которой содержатся юридические нормы, предназначенные регулировать деятельность администрации, а также определяющие содержание правоотношений, возникающих между государством и управляемыми субъектами права.

«Внутренним управлением» считалась основанная на законе всесторонняя деятельность административных органов по осуществлению государственного управления, организация административных учреждений, а также формы и способы их действий.



«Право внутреннего управления» представляло собой государственные нормы или законы, предназначенные определять характер и содержание мероприятий, применяемых в целях организации условий безопасности и благосостояния, т.е. в данном случае речь идет об установлении правовых границ осуществления государственного управления.

Право внутреннего управления считалось административным правом (в узком смысле).В широком смысле под административным правом понималась совокупность норм, определяющих в целом всю государственную деятельность, в том числе финансовое, военное, церковное и международное право.

Административное право как отрасль права возникла сравнительно недавно. В западноевропейских государствах оно начинает формироваться в эпоху промышленных революций как реальная потребность государства. Управленческая деятельность институтов государства постепенно начинает подвергаться действию имеющих специфический характер административно-правовых норм. До возникновения административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.

Административно-правовые системы различных государств отражают общие тенденции развития как современной государственности, так и особенности эволюции развития отдельно взятых стран.

Основными предпосылками становления и формирования административного права стали следующие факторы:

     обеспечение общественного благополучия (развитие экономики, финансов, хозяйства, управления) и защита общества от опасностей;

     создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности;

     создание порядка управления, а затем «связывание» административной власти (административных действий и мероприятий) правовыми нормами;

     установление в законах взаимных прав и обязанностей граждан и государства, т.е. правовая регламентация взаимоотношений между государством (и его властью) и обществом (гражданами);

     определение правовым путем порядка рассмотрения возникающих между гражданами и властными государственными управленческими органами споров;

     обеспечение законности в сфере публичного управления. [5]

 

В античное время, а затем и в эпоху феодализма административное право не было востребовано в силу того, что отсутствовали соответствующие социальные условия. В государствах этого периода не было потребности в централизованном выполнении полицейских функций (по обеспечению общественного порядка, а также и по обеспечению общего благосостояния).


Родиной административного права считается Франция. Административно-правовые нормы стран континентальной (романо-германской) правовой системы регламентируют, прежде всего, организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус, а также регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В отличие от континентальной правовой системы, в англосаксонских странах административное право стало развиваться в самостоятельную отрасль несколько позднее. До его появления в Великобритании в отношении органов государственного управления применялись нормы общего права (common law).

Большую роль в дальнейшем развитии административного права сыграла церковь с ее сложнейшим, вырабатываемым столетиями, механизмом управления принадлежащей ей недвижимостью и налоговой системой. В католических странах в XVI–XVII вв. организация католической церкви часто использовалась в качестве образца для формирования органов государственного и административного управления.

Административное право, понимаемое как юридическая материя, содержащая права и обязанности государства и граждан, становилось важнейшим фактором демократического развития второй половины XIX столетия.

В XV–XVII вв. содержание термина «полиция» означало «состояние хорошего порядка в обществе». В этом смысле данное понятие употреблялось в положениях об имперской полиции в Германии, а также в многочисленных положениях о территориальных (земельных) полициях. Полиция выносила предписания относительно выполнения профессиональных обязанностей служащими, осуществления религиозных обрядов, соблюдения обычаев, заключения договоров, вопросов наследственного права и т.д.

 

Вопрос 2. Понятие административного права.

 

В переводе с латыни, английского и многих европейских языков «административный» означает «управленческий». Административное право понимается как «управленческое право», или «право управления».

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России.

В современной юридической литературе принята следующая точка зрения: предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений:


а)      управленческие;

б)      полицейские;

в)      отношения в области административной юстиции.

 

Остановимся на них подробнее:

1)      Собственно управленческие отношения («право внутреннего управления»)  традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической. Их особенностями является то, что они:

     возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления;

     имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти;

     являются преимущественно отношениями «власти-подчинения» (или «вертикальными» «властеотношениями»).

 

2)      Полицейские отношения – это отношения, «обратные» управленческим. В отличие от первых, они возникают не в государственно-аппаратной или «внутренней» среде, а преимущественно во «внешней» среде, в частности в местах, имеющих общественное значение (улицы, дороги, скверы, площади, вокзалы, стадионы и т.п.). Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений:

     организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб милиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков);

     надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей);

     административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в милицию, применение огнестрельного оружия и др.).

 

3)      Отношения в области административной юстиции – это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

 

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти, т.е. в сфере публичного управления по исполнению законов и подзаконных актов и направленная на достижение социально-полезных целей[6].

По характеру регулирующего воздействия на общественные отношения административное право является комплексной, правоформирующей отраслью по отношению ко всему комплексу отраслей публичного права (защищающих общегосударственные интересы), в частности финансового, налогового, информационного, экологического, муниципального, образовательного, предпринимательского, земельного и др.