ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
Цели изучения темы:
получение начального представления об административно-правовых нормах;
получение начального представления об административно-правовых отношениях;
получение начального представления о правовых актах исполнительной власти.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административно-правовые нормы»;
выявление основных видов административно-правовых норм;
определение структуры административно-правовых норм;
выявление основных целей и видов административно-правовых отношений;
определение характеристики административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
о понятии административно-правовых норм;
о понятии административно-правовых отношений;
о предпосылках возникновения административно-правовых отношений.
Будете знать:
структуру и виды административно-правовых норм;
соотношение административно-правовых норм в законодательстве и правовых актах исполнительной власти;
способы реализации и действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц;
особенности административно-правовых отношений;
виды и структура административно-правовых отношений;
общую характеристику административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Вопросы темы:
1. Механизм административно-правового регулирования.
2. Понятие и виды административно-правовых норм. Понятие административно-правовой нормы.
3. Понятие и виды административно-правовых отношений.
Вопрос 1. Механизм административно-правового регулирования.
В общей теории права под механизмом правового регулирования понимается единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм показывает, как именно осуществляется правовое опосредование (нормирование, регулирование, охрана и защита) общественных отношений, как общественные отношения, в том числе складывающиеся в административно-публичной сфере, становятся правоотношениями.
В процессе административно-правового регулирования условно можно выделить три стадии:
установление норм административного права;
возникновение административных правоотношений (административных прав и обязанностей), а также реализация возникших в рамках административных правоотношений прав и обязанностей;
реализация норм административного права.
По своей структуре этот механизм составляют следующие пять элементов:
1) Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) Нормы административного права и его принципы.
Под нормой административного права следует понимать правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления и в случае нарушения предусматривающее применение административной ответственности.[8]
3) Акты толкования норм административного права –это акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.
Виды толкования:
1. нормативное;
2. административное;
3. казуальное;
4. судебное.
4) Акты применения норм административного права. Такой акт представляет собой официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.
Акт применения является средством индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Его признаки:
в нем содержится воля государства;
наличие властного характера;
он охраняется принудительной силой государства;
по форме это индивидуальный правовой акт, так как осуществляет индивидуальное правовое регулирование общественных отношений;
он должен издаваться на основании и во исполнение закона в рамках имеющихся у должностного лица или органа государственной власти полномочий;
он издается в установленной форме (указ, постановление, решение, приказ, директива, указание и т.д.).
Акты применения издаются представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Они могут быть регулятивными или охранительными.
5) Административно-правовые отношения, которые являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и позволяют индивидуализировать положения определенной конкретной нормы административного права. Это последний элемент механизма.
Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок, который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.
Вопрос 2. Понятие и виды административно-правовых норм. Понятие административно-правовой нормы.
Норма административного права представляет собой установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.[9]
Особенности административно-правовых норма:
1)предметом регулирования являются административно-правовые нормы;
2)регулируют различные субъекты;
3)в большинстве совеем являются императивными;
4)в большинстве своем содержатся в подзаконных актах.
Виды административно-правовых норм. Административно-правовые нормы могут классифицироваться по различным критериям.
1) Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии с которым нормы делятся на:
административно-обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;
административно-запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;
административно-уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы;
административно-декларирующие, т.е.устанавливающие наиболее общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-публичной деятельности.
2) По субъектам, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;
нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;
нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;
нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
3) По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
4) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных – абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.
5) По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
6) По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы делятся на:
общероссийские (федеральные);
действующие в пределах субъектов РФ;
ограниченно-территориальные. распространяющие свое действие в пределах части территориальной единицы;
межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);
локальные;
действующие в пределах федеральных округов.
7) По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:
общими, действующие в пределах всей административно-публичной сферы;
отраслевыми, действующие в пределах определенной части административно-публичной сферы – отрасли публичного управления;
межотраслевыми, действующие в рамках нескольких частей административно-публичной сферы.
8) По своей внутренней структуры административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее.
Гипотезу административно-правовой нормы можно разделить на абсолютно определенную, и относительно определенную.
Диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащий дозволение, предписание или правового поведения, предписываемое нормой права.
Санкция – это часть административно-правовой нормы, указывающая на правовые последствия и предусматривающая меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правой нормы поведения.
Существуют следующие санкции административных норм:
1) Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.
2) Меры финансового воздействия: различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции – прекращение кредитования (полностью или частично).
3)
Цели изучения темы:
получение начального представления об административно-правовых нормах;
получение начального представления об административно-правовых отношениях;
получение начального представления о правовых актах исполнительной власти.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административно-правовые нормы»;
выявление основных видов административно-правовых норм;
определение структуры административно-правовых норм;
выявление основных целей и видов административно-правовых отношений;
определение характеристики административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
о понятии административно-правовых норм;
о понятии административно-правовых отношений;
о предпосылках возникновения административно-правовых отношений.
Будете знать:
структуру и виды административно-правовых норм;
соотношение административно-правовых норм в законодательстве и правовых актах исполнительной власти;
способы реализации и действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц;
особенности административно-правовых отношений;
виды и структура административно-правовых отношений;
общую характеристику административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Вопросы темы:
1. Механизм административно-правового регулирования.
2. Понятие и виды административно-правовых норм. Понятие административно-правовой нормы.
3. Понятие и виды административно-правовых отношений.
Вопрос 1. Механизм административно-правового регулирования.
В общей теории права под механизмом правового регулирования понимается единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм показывает, как именно осуществляется правовое опосредование (нормирование, регулирование, охрана и защита) общественных отношений, как общественные отношения, в том числе складывающиеся в административно-публичной сфере, становятся правоотношениями.
В процессе административно-правового регулирования условно можно выделить три стадии:
установление норм административного права;
возникновение административных правоотношений (административных прав и обязанностей), а также реализация возникших в рамках административных правоотношений прав и обязанностей;
реализация норм административного права.
По своей структуре этот механизм составляют следующие пять элементов:
1) Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) Нормы административного права и его принципы.
Под нормой административного права следует понимать правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления и в случае нарушения предусматривающее применение административной ответственности.[8]
3) Акты толкования норм административного права –это акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.
Виды толкования:
1. нормативное;
2. административное;
3. казуальное;
4. судебное.
4) Акты применения норм административного права. Такой акт представляет собой официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.
Акт применения является средством индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Его признаки:
в нем содержится воля государства;
наличие властного характера;
он охраняется принудительной силой государства;
по форме это индивидуальный правовой акт, так как осуществляет индивидуальное правовое регулирование общественных отношений;
он должен издаваться на основании и во исполнение закона в рамках имеющихся у должностного лица или органа государственной власти полномочий;
он издается в установленной форме (указ, постановление, решение, приказ, директива, указание и т.д.).
Акты применения издаются представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Они могут быть регулятивными или охранительными.
5) Административно-правовые отношения, которые являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и позволяют индивидуализировать положения определенной конкретной нормы административного права. Это последний элемент механизма.
Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок, который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.
Вопрос 2. Понятие и виды административно-правовых норм. Понятие административно-правовой нормы.
Норма административного права представляет собой установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.[9]
Особенности административно-правовых норма:
1)предметом регулирования являются административно-правовые нормы;
2)регулируют различные субъекты;
3)в большинстве совеем являются императивными;
4)в большинстве своем содержатся в подзаконных актах.
Виды административно-правовых норм. Административно-правовые нормы могут классифицироваться по различным критериям.
1) Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии с которым нормы делятся на:
административно-обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;
административно-запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;
административно-уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы;
административно-декларирующие, т.е.устанавливающие наиболее общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-публичной деятельности.
2) По субъектам, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;
нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;
нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;
нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
3) По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
4) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных – абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.
5) По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
6) По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы делятся на:
общероссийские (федеральные);
действующие в пределах субъектов РФ;
ограниченно-территориальные. распространяющие свое действие в пределах части территориальной единицы;
межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);
локальные;
действующие в пределах федеральных округов.
7) По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:
общими, действующие в пределах всей административно-публичной сферы;
отраслевыми, действующие в пределах определенной части административно-публичной сферы – отрасли публичного управления;
межотраслевыми, действующие в рамках нескольких частей административно-публичной сферы.
8) По своей внутренней структуры административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее.
Гипотезу административно-правовой нормы можно разделить на абсолютно определенную, и относительно определенную.
Диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащий дозволение, предписание или правового поведения, предписываемое нормой права.
Санкция – это часть административно-правовой нормы, указывающая на правовые последствия и предусматривающая меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правой нормы поведения.
Существуют следующие санкции административных норм:
1) Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.
2) Меры финансового воздействия: различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции – прекращение кредитования (полностью или частично).
3)