Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология



Группа 22П111в
Студент
С.С.Эрдынеева


МОСКВА 2023

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем

(письменно, можно с презентацией):

- Мечта - является особой формой воображения, суть которой

заключается в самостоятельном создании новых образов, процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, не

дающий непосредственно объективного продукта.

Позитивное значение мечты подобного типа

заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем

организма, когда мечта может выступать в виде своеобразной формы

психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших

проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного

психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции

при снижении общей активности человека.

Но воображение может существовать и в пассивной форме, которая

характеризуется непроизвольной игрой воображения. Пассивное

воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
2. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности.


Примеры: Построить или купить дом, квартиру, коттедж, дворец, замок. Купить автомобиль, мотоцикл, вертолет, самолет, космическую ракету. Иметь рислугу, няню, повара и личного водителя с психотерапевтом.
Грезы-своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Примеры: Купить единорога, иметь сверхспособности , изобрести машину времени
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь

воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из

заданий):

1. Концепция Т. Рибо.
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.
Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.
Однако мало-помалу занимает свое место и этот последний. Размышление (разумея под этим словом работу духа) рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.


Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

4. Практическое задание.


1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. «Золотая роза»).
б) … Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…
… И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…
…Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.
Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).
в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.

- Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро
рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.
Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»).
Ответ: а - воссоздающее воображение, б – пассивное произвольное воображение, в – творческое воображение.