Файл: Урок по принципу что вижу, то и пою значит не уважать себя, учащихся, а, по большому счету, и свою профессию. А что значит подготовка к уроку Это составление планаконспекта (тогда) или технологической карты урока (сейчас).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»

городского округа Кашира Московской области

Эссе

«Роль планов-конспектов и технологической карты на уроках по обществознанию»

Выполнила: Фирсова Л.Г.,

учитель истории и обществознания

Кашира

2022г.

Мой педагогический стаж составляет 34 года. Сколько за это время пришлось пережить разных реформ… Однако несмотря ни на какие ветры перемен, урочная форма работы в школе остается неизменной. И другого пока еще никто не придумал. А раз есть урок, значит надо к нему готовиться. Войти в класс и начать урок по принципу «что вижу, то и пою» значит не уважать себя, учащихся, а, по большому счету, и свою профессию. А что значит подготовка к уроку? Это составление плана-конспекта (тогда) или технологической карты урока (сейчас)


Так что же это такое: конспект и технологическая карта? В чем между ними разница?

Давайте разбираться.

Конспект урока – это подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

Разрабатывая конспект, учитель выясняет: нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы.

При написании конспекта учитель отбирает оптимальное сочетание приемов, методов (словесные, наглядные, печатные или практические методы, репродуктивные или проблемно-поисковые), средств и организационных форм обучения.


Также используются самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя.

Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы.

Учитываются состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности учебного кабинета, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий).

В конспекте урока учитель прописывает формулировку вопросов для фронтального опроса, переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с учебной презентацией, предусматривает демонстрацию/запись терминов и схем на экране или доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без использования конспекта) изложению материала на уроке.

Теперь обратимся к технологической карте.

В новых стандартах  к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм:

  1. если технологическая карта позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками, то конспект урока имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя;

  2. технологическая карта включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия, а конспект содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке;

  3. технологическая карта помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс, в то время, как в конспекте указываются только общие цели всего урока.


Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать: и план-конспект, и технологическая карта урока помогают учителю достойно провести урок, отработать все его этапы и добиться тем самым наиболее качественного знания у учащихся. И не важно, какой это предмет: русский, математика или обществознание.