Файл: Занятие по теме Влияний занятий физической культурой на эффективность учебной деятельности студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Физическая культура и спорт



Группа 22П162в
Студент
Сазонова Л.В.


МОСКВА 2023

Практическое занятие по теме: «Влияний занятий физической культурой на эффективность учебной деятельности студентов»

Введение

Влияние физических упражнений на умственное развитие школьников - одна из актуальных проблем физического воспитания. В настоящее время по данной проблеме накоплен огромный фактический материал, полученный при изучении умственной деятельности школьников и студентов. Занятия физической культурой в течение учебного дня, гимнастика перед уроками, подвижные игры во время перемены и перерывы в занятиях физкультурой способствуют сохранению и повышению умственной работоспособности в течение учебного дня.   

Даже насыщение занятий физической культурой большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических нагрузок, как показывают исследования, не только не влияет отрицательно на умственную работоспособность учащихся при последующих занятиях общеобразовательными предметами, но способствует ее повышению. Это создает предпосылки для повышения эффективности учебного процесса в учебный день. 

Основными видами трудовой деятельности человека являются умственный и физический труд. В современном обществе наблюдается тенденция к увеличению количества людей, занимающихся умственным трудом. Однако следует подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени носит формальный характер. Многие виды работ, которые классифицируются как физические, на самом деле требуют значительной умственной деятельности.   


Проблема взаимосвязи умственного и физического, умственного и двигательного развития человека не получила однозначного решения за длительный период своего изучения. В одних случаях утверждали благотворное влияние физической, двигательной активности на умственное развитие, в других даже отрицали, в других отмечали самостоятельность их развития. На современном уровне знаний с позиций теории функциональных систем и принципа единства сознания и деятельности невозможно отрицать взаимную связь психического и двигательного развития. Более того, можно с достаточными основаниями утверждать о наличии несомненной и действенной связи между двигательной функцией и психическим развитием человека. Об этом свидетельствуют работы психологов А.Б. Эльконина, Н.Х. Швачкина и других.    

Выяснение влияния занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым направлением в истории психологии при изучении влияния физических упражнений на психическую сферу человека. Он начался в последней четверти прошлого века в связи с решением практического вопроса о месте занятий гимнастикой в ​​расписании учебного дня учащихся разных классов. Исследования проводились без учета содержания, методики, организации уроков, с использованием различных и далеко не совершенных методик, поэтому их результаты были противоречивыми. По одним данным занятия гимнастикой способствовали повышению работоспособности учеников, по другим - вызывали выраженное умственное переутомление.   

Психофизиологические особенности умственной деятельности

Основными видами трудовой деятельности человека являются умственный и физический труд. В современном обществе наблюдается тенденция к увеличению количества людей, занимающихся умственным трудом. Однако следует подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени носит формальный характер. Многие виды работ, которые классифицируются как физические, на самом деле требуют значительной умственной деятельности. Так, согласно исследованиям G. Lehmann, при работе на строгальном станке умственная активность, характеризующаяся концентрацией внимания, составляет 15%, при мытье полов - 9, при работе на токарном станке - 52, при движении на станке. машина по городу - -59, при наборе - 73%. Только при чтении и актах абстрактного мышления объем умственной деятельности приравнивается к 100%.     



Во время умственного труда основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, высшей частью которой является мозг. Мыслительные процессы осуществляются корой головного мозга, которая состоит из 14-15 миллиардов высокодифференцированных нервных клеток - нейронов с синапсами. В глубине мозга находятся образования нервных клеток, которые обеспечивают деятельность вегетативной нервной системы (регуляция кровообращения, дыхания, обмена веществ и т. д.) и оптимальный тонус мозга. Кора головного мозга имеет двусторонние связи с подкорковыми образованиями, а через них и частично напрямую с другими органами и системами организма.   

В умственной деятельности во всей ее сложности и разнообразии проявляются интегративная, аналитико-синтетическая и замыкающая функции мозга. Известно, что тренировка органа приводит к улучшению его морфологии и функций. Это в полной мере относится и к мозгу. Постоянная активность нейронов полушарий головного мозга увеличивает количество синаптических связей. В результате улучшаются память, мышление и внимание. Интенсивно работающие клетки мозга с возрастом атрофируются значительно реже.     

Разница между умственным и физическим трудом заключается прежде всего в том, что первый дает продукты в виде образов, идей и других абстрактных понятий. Кроме того, при значительном напряжении центральной нервной системы умственная деятельность происходит в условиях ограниченной двигательной активности, что негативно сказывается на состоянии здоровья. 

Ведущим фактором переутомления в умственной работе является совокупность нервного возбуждения. Увеличение количества ошибок, замедление и ухудшение восприятия информации - внешние проявления утомления центральной нервной системы. Физиологически это объясняется появлением в коре головного мозга очагов повышенной активности, пересекающих границу оптимального суммирования следов возбуждения. В этом случае энергия нейронов истощается. Недаром И.П. Павлов подчеркивал, что корковая клетка имеет предел работоспособности, за которым, предотвращая ее чрезмерное функциональное потребление, возникает торможение.    

Психическая активность проявляется в таких психических процессах, как внимание, память, мышление и т. д. Поэтому изучение их динамики наиболее объективно характеризует психофизиологическую сущность умственного труда.

При напряженной умственной работе в течение рабочего дня заметно ухудшается память. А.П. Нечаев в начале ХХ века. изучал процесс запоминания. Испытуемых неоднократно просили запомнить и записать серию из 12 двузначных чисел. Параллельно с ростом умственного утомления количество правильно воспроизведенных знаков уменьшалось.    


В опытах по запоминанию иностранных слов за первые два часа выучивалось 25-27 слов. Уже на третьем часе работы количество запоминаемых слов составило 15, а на четвертом - всего 9, несмотря на кажущиеся волевые усилия испытуемых. Разрушение уже сформировавшихся временных связей при утомлении отмечал И.А. Кулак в своих экспериментах по изучению кратковременной и долговременной памяти.  

Изучая умственную работоспособность школьников, было установлено, что качество написанного диктанта к концу урока ухудшается на 33%.

Многие исследования изучали функцию внимания, измеряя время реакции испытуемых на световой или звуковой сигнал, представленный им. Так, А.А. Гужаловский и др. Отмечали у школьников после уроков увеличение времени простой двигательной реакции на действие раздражителя. И. М. Трахтенберг и С. М. Рашман подчеркивают, что скорость двигательной реакции студентов на экзаменационной сессии ниже, чем в течение всего семестра.  

Таблицы коррекции Анфимова широко используются для определения умственной работоспособности. С их помощью большое количество исследований показали, что при длительной интеллектуальной деятельности снижается умственная работоспособность, снижается устойчивость внимания. 

Многие исследователи показали, что при умственном переутомлении снижается сила и подвижность нервных процессов, нарушается взаимосвязь между подкорковыми образованиями головного мозга и корой больших полушарий.

При каждом виде умственного труда нагрузка ложится на соответствующий анализатор. Так, у школьников, студентов, научных работников к концу учебного или рабочего дня наблюдается ухудшение зрения. У лиц, деятельность которых связана с напряжением слуха, при восприятии быстро следующих сигналов из-за функциональных изменений слухового анализатора возникают ошибки.  

Утомляемость при умственной работе субъективно проявляется в головной боли, вялости, некотором нарушении координации движений, нарушении запоминания. При напряженной умственной работе внимание человека сосредоточено на узком круге явлений. Возбудительный процесс сосредоточен в относительно небольшом количестве клеток коры головного мозга. Активная нагрузка на эти клетки приводит к их функциональному истощению, что проявляется в соответствующей реакции организма.   

Умственная работа также влияет на вегетативные функции тела. По известному опыту итальянского физиолога А. Моссо, человек ложился на специальные весы. Верхняя и нижняя половины его тела были уравновешены. При решении арифметических задач в уме перевешивалась верхняя часть тела, что свидетельствовало об усилении кровообращения в головном мозге. Этот вывод подтверждается исследованиями, проведенными в современный период. Изучение мозгового кровообращения с помощью меченых атомов показало, что при решении математических задач или участии в семинаре по философии кровоснабжение определенных участков мозга увеличивалось. Причем увеличение кровотока произошло довольно быстро - за 3-6 секунд.      


Кроме того, в результате профессиональной сидячей позы происходит перераспределение крови в организме. Он накапливается в сосудах ниже сердца. Объем циркулирующей крови уменьшается. При длительном сидячем положении уменьшается экскурсия грудной клетки (разница в объеме между вдохом и выдохом), уменьшается объем вдыхаемого воздуха, а легкие сжимаются. Все это приводит к ухудшению общего кровообращения и снижению умственной работоспособности.    

Умственная работа обычно сопровождается интенсивной деятельностью малых групп мышц - предплечья, кисти, речевого аппарата. Такая работа вызывает прессорные сосудистые реакции, повышает периферическое сопротивление сосудов, что также способствует ухудшению кровообращения. 

В большинстве исследований подчеркивается, что в начале умственной деятельности происходит незначительное увеличение частоты сердечных сокращений, а впоследствии - ее уменьшение. Кроме того, наблюдается небольшое увеличение потребления кислорода, повышение вязкости крови и количества в ней сахара. 

Более глубокое влияние на организм оказывает умственная работа в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением Фактически каждый момент жизни человека имеет определенный эмоциональный окрас. Эмоции особенно стимулируют познавательную и творческую активность человека. Эмоции, разделяясь на положительные и отрицательные, усиливают или снижают умственную работоспособность. во втором случае отмечается рассеянность внимания, снижение качества мышления, ряд функциональных нарушений.

Наличие эмоциональной составляющей при умственной работе определяет значительные физиологические изменения в организме: повышается тонус коры головного мозга, усиливается кровообращение, активизируется деятельность желез внутренней секреции, особенно гипофизарно-надпочечниковой системы. Так, при синхронном переводе пульс переводчика достигает 160 уд / мин. Во время экзаменов студенты испытывают изменения на электрокардиограмме, свидетельствующие о временном ухудшении работы сердца, появляются экстрасистолии (необычайное сокращение сердца) с помощью биотелеметрической записи работы сердца, изучали эмоциональные реакции исследователей, которые прошел кандидатский минимум. У всех испытуемых наблюдались изменения сердечной деятельности. Частота сердечных сокращений превышала 100 уд / мин, достигая в отдельных случаях 150–160 уд / мин.    

Эмоциональное напряжение еще более выражено при защите диссертации. В наиболее напряженные моменты у кандидата и его научного руководителя пульс составляет 170 уд / мин, т.е. сердце работает на пределе своих физиологических возможностей.