Файл: Тема 4 основные культурологические теории и школы план Исторические типологии культуры 1 формационная модель К. Маркса и Ф. Энгельса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4-5. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ
План
1. Исторические типологии культуры:

1) формационная модель К. Маркса и Ф. Энгельса;

2) концепции цивилизационного развития культуры:

а) локальные модели развития культуры (цивилизации) в концепциях А.Я.Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби;

б) стадиально-цивилизационная модель Д. Белла, Э. Тоффлера;

в) проблема вестернизации в концепции «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона;

3) концепция универсального развития культуры – теория осевого времени К.Ясперса.

2. Психологические типологии культуры:

1) человек и культура с точки зрения теории психоанализа в концепции З. Фрейда;

2) теория архетипов К. Юнга.

3. Социологические теории культуры:

1) теория социокультурной динамики П.А. Сорокина;

2) этническая и национальная культуры;

3) этногенетическая модель Л. Н. Гумилева.

4. Концепция игровой культуры Й. Хейзинга.


Основные понятия

Типологизация, тип культуры, общественно-экономическая формация, цивилизация/культура, культурно-исторический тип, виды культурно-исторических типов: одноосновные культуры, двухосновные, четырехосновная культура, душа культуры, типы души культуры: магическая, аполонистическая, фаустовская; теория «вызовов-ответов», цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная; мегацивилизация, вестернизация, «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха «осевого времени», техническая эпоха, осевое время.

Бессознательное, либидо, сублимация, архетип, виды архетипов: тень, анима (инь/ян), мудрый старик, женщина-мать, Прометей/ Эпемитей.

Этническая культура, национальная культура, этнос, этническая культура, этногенез, пассионарность, нация, национальная культура, социокультурная динамика, сверхсистема: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

Игра.
Вопрос 1. Исторические типологии культуры


Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет разные культуры в единое целое и отличает от других.

В основе того или иного типа культуры заложены совокупность норм, правил и моделей поведения людей, самобытность которых обусловлена разнообразными формами реализации представлений человека о мире. Например, традиционная, индустриальная, постиндустриальная культура или восточная, западная, российская).
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – исторический тип общества, являющийся ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой. По мнению представителя данного подхода К. Маркса, решающим фактором общественного развития является базис (экономический строй общества, представляющий определенную систему исторически определенных производственных отношений, который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов (надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство и соответствующие им организации и учреждения). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждой формации соответствует определенный тип культуры.

Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский», государственный) - 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган).

Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций.

Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическому, пространственному, религиозному и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер.



В концепции О. Шпенглера цивилизация – это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация –это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.

В отличие от примитивных обществ, характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей.

Культурно-исторический тип – термин в концепции Н.Я. Данилевского. Он отрицал идею об истории как едином процессе, охватывающем все народы, всеобщем прогрессе. Вместо этого выделял в истории развитие отдельных культурно-исторических типов.

Культурно-историчесий тип – это самостоятельный тип религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития, носителями которого выступали естественно сложившиеся группы народов.

Исследователь выделяет десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). По мере того как каждый из них выполнял свою историческую миссию, на его место приходил следующий. По мысли Данилевского, европейский тип должен был в скором времени уступить место новому – славянскому. Данилевский предлагает классификацию культурно-исторических типов, построенную на основных направлениях деятельности человечества. Он выделяет четыре направления, на реализации которых концентрируются культурно-исторические типы:

 деятельность религиозная, охватывающая отношения человека и Бога;

 деятельность культурная, охватывающая отношение человека к внешнему миру и разделяющаяся на три направления – научная, художественная и промышленная;

 деятельность политическая, включающая отношения людей между собой как членов одного народного целого и отношение этого целого к другим народам;

 деятельность общественно-экономическая – отношения людей применительно к добыванию, обработке и пользованию предметами внешнего мира.

В зависимости от того, сколько направлений деятельности реализуют культурно-исторические типы
, он предложил их деление на несколько видов.

Виды культурно-исторических типов, по Н.Я. Данилевскому:

1) одноосновные культуры – культурно-исторические типы, которые развили каждый только одну сторону деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развившая религиозную идею; греческая – развившая искусство; римская – развившая политику;

2) двухосновные культуры – культурно-исторические типы, которые развили две стороны деятельности. К этому типу Данилевский относит романо-германскую цивилизацию, преуспевшую в культурном (наука) и общественно-экономическом направлении;

3) четырехосновная культура – это будет цивилизация, призванная реализовать все четыре формы человеческой деятельности – религиозную, политическую, культурную а также создать гармоничный общественно-экономический строй, что не удалось всем предшествующим типам культур. Эту задачу должен выполнить, по мнению Данилевского, славянский культурно-исторический тип, пока находящийся в стадии становления. Его основой должны стать русский народ и его культура.

Душа культуры – термин концепции О. Шпенглера. Каждая человеческая культура имеет свою «душу», которая выражается в культурной деятельности народа и одухотворяет все ее результаты. Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, прапереживания, прасимволов. Шпенглер выделяет несколько прасимволов, благодаря которым реализуется «коллективная душа» той или иной культуры и которые отличают одну культуру от другой – типы души культуры.

Типы души культуры, по О. Шпенглеру:

1) Магический тип (прасимвол – мир-пещера, мир полный тайн и загадок, мир мистического настроения; базовые характеристики – постоянная дуэль между душой и телом, магические отношения между ними) – это культуры, находящиеся на ранних стадиях развития (арабская культура).

2) Аполонистический тип (прасимвол – это прекрасное человеческое или божественное тело, пластичное, осязаемое, существующее здесь и сейчас; базовые характеристики – созерцательность, любовь к окружающему миру, чувственное тело) – античная культура.

3) Фаустовский тип (прасимвол – бесконечность, постоянное стремление к неизведанному; базовые характеристики –бороться, добиваться, преобразовывать мир своей волей) – это европейская культуры.

Аграрная цивилизация – термин концепции Д. Белла, Э. Тоффлера.
Это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, с церковью и армией как главными социальными институтами.

Индустриальная цивилизация – термин концепции Д. Белла, Э. Тоффлера. Это общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

Постиндустриальная цивилизация – термин концепции Д. Белла, Э. Тоффлера. Это общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания, а главной ценностью – информация и знания.

Мегацивилизации – термин концепции С. Хантингтона. Это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии.

После развала биполярной системы международных отношений выделилось 7 мегацивилизаций: Западная цивилизация, Исламская цивилизация, Индуистская цивилизация, Латиноамериканская цивилизация, Православная цивилизация, Африканская цивилизация, Буддистская цивилизация, каждая их которых претендует на то, чтобы стать главным игроком на мировой арене. Основными причинами столкновений в XXI веке будут не экономические или политические интересы, а культурные различия. Границы противостояния различных блоков будут определяться не принадлежностью к какому-либо из миров, а принадлежностью к той или иной культуре, общности.

Вестернизация – термин концепции С. Хантингтона. Это процесс западной экспансии и распространения западного влияния в глобальном масштабе, навязывание западного образа жизни другим государствам и народам.

«Осевое время» – термин введен в научный оборот К. Ясперсом. По его мнению, осевое время – поворотный момент в истории (800-200гг. до н.э.), с которого начинается единство человеческой истории, возникают религиозные формы духовной жизни, разрушившие господство мифологического сознания и создавшие современную цивилизацию.