Файл: Тема 4 основные культурологические теории и школы план Исторические типологии культуры 1 формационная модель К. Маркса и Ф. Энгельса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 2. Психологические типологии культуры
Бессознательное – в концепции З. Фрейда особый глубинный уровень психики человека, отличный от сферы сознания и оказывающий на нее мощное скрытое воздействие. З. Фрейд назвал это бессознательное «Оно» – это индивидуальные животные инстинкты, а также безотчетные влечения и первичные желания.

Сублимация – термин концепции З. Фрейда, означающий исторически сформировавшуюся способность человека переводить (преобразовывать) психическую энергию животных инстинктов в формы творческой деятельности, одобряемые обществом (художественное творчество, социальная деятельность и т.д.).

Либидо – термин концепции З. Фрейда. Составная часть «Оно», ничем не ограниченная сексуальная энергия.

Архетип – термин концепции К. Юнга – это система наследуемых схем поведения и образов, которые, однажды возникнув в древности, передаются из поколения в поколение на основе инстинктов.

Виды архетипов:

1) Тень – бессознательная часть дочеловеческой психики, олицетворяющая темное начало, хаос. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти

2) Анима – бессознательное начало противоположного пола в человеке, выраженная образами двух существ (инь и ян). Между инь и янем нет противоборства, это полное слияние, гармония жизни.(Анима /Анимус. В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону.)

а) Инь – темное начало (первоначально означало теневой склон горы), символ тьмы, смерти, луны и женского начала.

б) Ян – светлое начало (южный склон горы), символ света, солнца и мужского начала.

3) Мудрый старик – дух знания (стремления к познанию),скрытый за хаосом жизни, в мифах, как мудрый воин или шаман.
4) Женщина –мать – архетип высшего женского существа, воплощения психологического ощущения смены поколений, преодоление власти времени и смерти.

5) а) Прометей – архетип героя, который готов отдать свою жизнь, чтобы принести пользу людям.

б) Эпемитей – архетип антигероя (врага).

6) Персона (маска, личина) – представляет собой основу социальной роли
, которую играет человек, выполняя требования со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, скрывающее истинную суть личности человека.

7) Самость – лежит в основе единства, уникальности, целостности человека, его психики, отграничивает его от остального мира. Обнаруживается в сновидениях, мифах и сказках – в образах «высокопоставленных личностей», таких как царь, герой, пророк, спаситель и т.д., а также в символах целостности – круг, квадрат, квадратура круга, крест и т.д.
Вопрос 3. Социологические теории культуры
Этнос, согласно концепции Л.Н. Гумилева, это группа, имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Этногенез – процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах:

1) эволюция этноса, т.е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса;

2) трансформация этноса, т.е. резкое изменение признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.

Социокультурная динамика, согласно концепции П.А. Сорокина, это процесс изменения и развития социальных и культурных систем, переход из одного состояния в другое под воздействием изменения господствующей системы ценностей. Предложенная Сорокиным модель социокультурной динамики основана на принципе циклического развития культуры. В рамках этой модели, история представляет собой смену культурных сверхсистем. Ученый выделяет три вида сверхсистем, каждый из которых соответствует определенной фазе развития любой культуры: идеациональная, чувственная, идеалистическая. Каждая из перечисленных сверхсистем основывается на собственной системе ценностей.

Идеациональная культура – это культура, в которой преобладает идея бога как высшей ценности. Это религиозные культуры, в которых преобладают духовные ценности, поклонение абсолюту, богу, идее. Такими культурами являются буддистская культура, исламская, европейская средневековая христианская культура и др.

Чувственная (сенситивная) культура – культура, в которой преобладают материальные ценности. Она является антиподом идеациональной. В чувственной культуре получают развитие естественные науки, поскольку они основываются на опытном, эмпирическом знании. В ней высоко ценится все то, что удовлетворяет физиологические потребности человека и обеспечивает его бытовой комфорт. Эта культура существовала в Древней Ассирии, Риме (III в. до н. э. – IV в. н.э.). Этот тип культуры сложился в XVI в. и продолжает свое существование в XX веке в Западной Европе.



Идеалистическая культура выступает как промежуточная и переходная между идеациональной и чувственной. В ней гармонично сосуществуют наука и религия, религиозные и материальные ценности. Примером идеалистических культур являются культура Греции периода классики (V–IV вв. до н.э.) и Европейское Возрождение.

Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Понятие этнической культуры неразрывно связано с понятием этноса, принадлежность к которому определяется наследием предков, историей, общим языком и/или диалектом, системами символизма, такими как религия, мифология и ритуалы, а также внешним видом и народным творчеством. Этническая культура консервативна, закрыта к новому и неизвестному, пытается сохранить бытовые, языковые, поведенческие

особенности. Этническая культура является основой для национальной. Этнических культур в составе национальной может быть много.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими относительно стабильными признаками культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровнородственными отношениями. Условием формирования национальной культуры является возникновение письменности и государства. Национальная культура стремится к развитию, движению вперед и созданию чего-то абсолютно нового, охотно контактирует с другими культурами и часто усваивает их культурные нормы и ценности.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Пассионарность (от лат. страсть) – термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В.Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. Пассионарные «толчки» порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов).

Вопрос 4. Концепция игровой культуры Й. Хейзинга
Игра – термин концепции Й. Хейзинга. По его мнению, игра старше культуры и обладает следующими признаками:

1) это свободная деятельность, которая не может быть необходимостью или долгом;

2) игра не утилитарна, она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей, на достижение полезного результата, цель игры в ней самой, в удовольствии от выигрыша, своего успеха;

3) игра всегда является выходом за рамки действительности в область воображаемого, придуманного;

4) в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена;

5) игра всегда есть соперничество с другими, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия, что придает игре особую остроту и т.д.

Основная литература

1.Игровая концепция Йогана Хейзинги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifilosofia.ru/prakticheskaya-podgotovka/9-igrovye-jelementy-v-kulture-hh-veka/653-igrovaja-koncepcija-kultury-johana-hejzingi.html

2.Шабага, А.В. Гумилев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.cyclopedia.ru/68/195/2134552.html

3.Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. – Ростов-н/Д. 2010. –С. 33–35.

4.Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / / Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / сост. Д.А. Лалетин, И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин; отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – С. 105–110.

5.Концепция культуры П. Сорокина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2359187/ page:11/

6.Юнг, К.Г. Архетип и символ // Хрестоматия по культурологии: учеб.пособие / сост.: Д.А. Лалетин, И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин; отв. ред. А.А. Раджугин. – М.: Центр, 1998. – С. 126–128.

7.Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. С. 32–50 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/j/Jaspers_axis.html

8.Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: portal.fa.ru/Www/Kbhiab/data/store/ebe83253-9644-4f76-821c-1125273ba0ca/Bell_D._Gryaduschee_postindustrialjnoe_obschestvo.pd

9.Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. –Summer, 1993. – Vol. 72, No 3. – P. 22–49 / пер. на рус. яз. подгот. журналом «Полис», 1994. – No 1 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: –

10.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: практическое пособие. В 3 ч. Ч. 1. – М., 2001. –С. 69–70. 20.01.2007.URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498


11. Багдасарьян, Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт,2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ispu.bibliotech.ru

12. Багновская, Н.М. Культурология: учебник / Н.М. Багновская. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 420 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ispu.bibliotech.ru

13. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие /В.С. Меметов [и др.].– Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. – 266 с.
Дополнительная литература

1. Кармин, А.С. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов / А.С. Кармин [и др.]. – М.: Питер, 2008. – 176 с.

2. Дианова, В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Дианова [и др.]; под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование,2008.

3. Кармин, А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – 4-е изд., испр. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2006.

4. Дианова, В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Дианова [и др.]; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование,2008. – С. 477–503.

5. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для вузов / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.