Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения Дисциплина Менеджмент Практическое задание 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

«Право и организация социального обеспечения»

Дисциплина: Менеджмент

Практическое задание № 3


Выполнил:

слушатель Яргункин Данила Вячеславович

Преподаватель:

Тарновская Ирина Юрьевна




Задание 1.

  1. Перечислите основные организационные приемы и формы контроля. Какие из них, по вашему мнению, чаще всего используются в туристической организациях. Какие из них, на ваш взгляд, больше всего подходят для решения основной задачи контроля?

Контроль — это вид управленческой деятельности. Процесс, который позволяет определить качество выполняемой работы, выяснить, как организация продвигается к намеченной цели, установить степень отклонений и выбрать соответствующие действия или альтернативный курс.

В туристическом и гостиничном бизнесе каждая компания разрабатывает свою систему контроля. Система контроля позволяет оценить удовлетворенность клиентов услугами, оказываемыми турфирмой или гостиницей, а также выявить основные причины недовольства. Для этого могут быть использованы опросные листы или анкеты, которые должны находиться в каждом номере отеля. В турфирмах чаще используется метод телефонного сбора информации о степени удовлетворенности клиентов по результатам обращения в турфирму, например, после возвращения клиента из тура. Особую роль в обеспечении качества услуг и обслуживания играют корпоративные стандарты обслуживания. Все без исключения гостиницы, работающие на российском рынке, работают по своим внутренним стандартам. Для анализа текущей работы гостиницы, выявления слабых мест в обслуживании клиентов руководители проводят контрольные и корректирующие мероприятия: текущие ежедневные проверки, комиссионные проверки, исследование мнений гостей, книги отзывов, телефонные опросы гостей. В индустрии туризма процессу контроля подвергаются следующие показатели функционирования турфирмы:

  • количество разработанных и реализованных туров

  • качество обслуживания

  • количество повторно обращенных клиентов

  • степень удовлетворенности туристов предоставленными услугами и др.

Каждый показатель оценивается по определенной шкале, а результат сопоставляется с запланированным. В итоге определяются отклонения, что дает информацию к размышлению о коррекции работы менеджеров с целью повышения ее эффективности. В туристической сфере неотъемлемым элементом успешной деятельности организации является персонал. Повышение эффективности бизнеса напрямую связано с человеческими ресурсами. Поэтому для успешной деятельности необходимо соблюдать контроль за ходом работы персонала, так как с продуктивной работой сотрудников, напрямую связаны такие показатели эффективности как количество разработанных и реализованных туров, количество повторно обращенных клиентов, качество обслуживания и т.д. Контроль начинает осуществляться непосредственно с подбора персонала. С учетом требований к кандидату — возраст, опыт работы, квалификационные навыки, личностные качества, привлекаются работники для последующей их оценки и приемом на работу. Оценка сотрудников осуществляется при помощи тестирования, анкетирования, непосредственного собеседования, тестирования знаний и навыков, выполнения пробных заданий. В ходе контроля осуществляется сбор и анализ информации о претендентах, анализ резюме. Если кандидат подходит на вакантную должность, его зачисляют на работу. Следующий этап контроля, когда по истечении определенного времени работы сотрудники проходят аттестацию – анализ соответствия работника занимаемой должности. Результатом является либо присвоение квалификации, либо признание работника соответствующим или несоответствующим своей должности с определенными рекомендациями, либо увольнение. В ходе процесса работы, контроль за деятельностью сотрудников осуществляется в процессе отслеживания объемов продаж, т.е. количества разработанных и реализуемых туров. Эффективный контроль направлен на повышение качественного и количественного выполнения работы сотрудников. Качественная оценка деятельности сотрудников осуществляется на заключительном этапе процесса контроля. Примером может служить качество обслуживания клиентов, когда по возвращению туристов с отдыха проводится телефонный опрос. Главным критерием которого является степень удовлетворенности или неудовлетворенности туристов предоставленными услугами от поездки.

Изучая потребителей, не следует забывать и о конкурентах. В настоящее время туристический рынок очень насыщен туристическими фирмами. В связи с этим необходимо так же проводить контроль за поведением фирм-конкурентов на рынке. Оценка конкурентоспособности предполагает реализацию ряда мероприятий. Сначала выявляются существующие и потенциальные конкуренты. Далее выбираются критерии конкурентоспособности, например, место расположения, уровень цен, ассортимент продукции и услуг, качество обслуживания. Затем определяется уровень каждой организации по каждому критерию по определенной шкале. После этого определяется уровень конкурентоспособности в целом по предприятию и формируется стратегия повышения предприятия на рынке среди конкурентов. Это позволяет сосредоточить внимание на тех позициях, в которых конкуренты имеют преимущества или, наоборот. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегию, что позволит фирме точнее сформулировать собственную стратегию. Таким образом, можно увеличить собственные преимущества в конкурентной борьбе за счет концентрации собственных лучших сторон против слабых мест соперников. Сделать это возможно лишь при наличии хорошо отлаженной системы сбора и использования информации о конкурентах.

Цель контроля за поведением конкурентов на рынке — выявление новых конкурентных возможностей. Неотъемлемой частью процесса управления является финансовый контроль. С помощью функции контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии фирмы, о движении денежных средств, о доходах и расходах организации. Вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы.

  1. В каких случаях контроль может отрицательно воздействовать на деятельность сотрудников турфирмы? Приведите примеры или назовите недопустимые формы контроля.

Контроль персонала — одна из важнейших систем обеспечения безопасности компании, выполняет три функции:

  • Выявляющую

  • Подтверждающую

  • Упреждающую.

С помощью системы контроля выявляются мошенничества, правонарушения, убытки, кражи, несанкционированные действия и т.п. Система контроля позволяет представить доказательную базу для привлечения сотрудника к наказанию за незаконные действия. И, наконец, она осуществляет определенную профилактику нарушений, поскольку сотрудник опасается нарушать порядок, зная, что его действия контролируются компанией. К сожалению, контроль может вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля. Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применяет различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой.

Недопустимые формы контроля.

1. Контроль «по случаю», т.е. как следствие какой-либо оплошности;

2. «Тотальный» контроль, делающий сотрудников несамостоятельными;

3. Скрытый контроль — некорректен, унизителен;

4. Контроль – проформа (формальный);

5. Контроль как проявление общего недоверия;

6. «Поверхностный» контроль;

7. Контроль с целью найти виновного.
Задание 2.

  1. Какие методы стимулирования можно эффективно использовать в: учебном процессе; туристической компании. Составьте их список и проранжируйте.

Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно - распорядительные (организационно - административные), экономические и социально-психологические, является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
В современном менеджменте применяются различные группировки методов стимулирования. Все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

- Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

- Управление по целям.

Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

- Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

- Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

Подведя итоги можно сказать, что методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными, и они также зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала. 
Особенности стимулирования труда работников в индустрии туризма.
Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Анализ экономических исследований в области туристского бизнеса показал, что когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, то особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, конкурентам, клиентам и т.п., однако главные усилия управления в индустрии  туризма должны быть направлены на ее персонал. Персонал в индустрии туризма является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается вежливостью персонала и его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристской организации - в функцию управления персоналом.
Для того, чтобы примирить свои требования к работе и модели трудового поведения работников предприниматели вынуждены заниматься такими вещами, как принуждение или побуждение, а они не имеют ничего общего с мотивацией. А мотивация, в свою очередь, – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работников появляется потребность самоотверженно трудиться. Чтобы создать такие условия, нужно придумать и реализовать способ отождествления интересов работодателя (организации) и работника.
Работник в трудовых отношениях выступает как специалист, исполнитель и член организации; предприниматель – как работодатель, менеджер и собственник. Отождествить интересы работника и предпринимателя можно только при  функционировании трех эффективных систем, призванных стимулировать наемного работника. Это:
1) тарифная система (отношения специалист – работодатель);
2) контрактная (результирующая) система (отношения исполнитель – менеджер)
3) система участия в прибылях (отношения член организации – собственник) .
В результате работник получает:
- тариф (оклад) с текущей корректировкой (сверхурочные, дополнительная работа, административные отпуска и т.п.);

- премию (равную текущему тарифу) с уменьшением;
- бонус – выплачиваемую раз в полгода долю в прибылях, пропорциональную тарифу.
Центром всей системы является тариф. Размер тарифа периодически пересматривают в сторону повышения или понижения на основе таблицы тарифных коэффициентов. При этом учитываются все изменения в уровне сложности  выполняемых  работником функций, а также результаты периодической (раз в месяц или  квартал) аттестации работника в  целях оценки качества его труда.
Периодическую аттестацию проводит руководитель, заполняя типовой  аттестационный лист, из которого выявляется мнение исключительно самого руководителя о качестве труда работника  и его отношении к труду  за прошедший  период. Результаты аттестации доводится до работника под роспись. Если результаты аттестации ниже максимально возможных, работник, не пытаясь оспаривать эти результаты, при обсуждении с руководителем должен выяснить для себя только одно: как исправить свое отношение к работе, чтобы оно всегда и во всем в точности соответствовало установкам и требованиям руководителя.
Руководитель, в силу возложенной на него ответственности, при аттестации оценивает качество труда работника как покупатель его услуг. Поэтому для продажи своих услуг с наибольшей выгодой для себя, т.е. для получения более высокой оценки качества своего труда при аттестациях и, как следствие, для получения более высокого тарифа работник должен стремиться выяснить для себя, как нужно относиться к совей работе, чтобы производственные интересы руководителя всегда были в полной мере удовлетворены.
Для того, чтобы достичь тождества  трудовых отношений предпринимателя  и всех без исключения работников организации, регулирующие условия  должны быть унифицированы – представлять собой единый комплекс стандартных  правил и соответствующих им оформленных  процедур оценки и учета труда. Это  подразумевает разработку ряда документов:

  • трудового договора (контракта), заключаемого с каждым работником

  • положения о тарифах

  • положения о премировании и участии в прибылях.

При таком подходе ни один человек не принимает решения, кому, сколько платить. Платит посредник – система. Когда она платит, руководитель уходит от конфликта.
У руководителя компании встречается  еще два вида ситуаций, требующих  решений о стимулировании труда  и трудно поддающихся регламентации

- работа инновационных групп

- вознаграждение генеральных директоров.
Под инновацией в данном случае имеется  в виду разработка нового продукта, запуск нового бизнеса, освоение новой  технологии работы, освоение нового рынка  и другая новая, неизвестная работа, до сих пор не выполняемая никем  в организации, поэтому и стимулирование в ней происходит по другим критериям, чем в обычной деятельности.
Изобретены  различные методы компенсации, побуждающие  людей работать за скромное вознаграждение, пока результаты не достигнуты, обещая, однако, большую награду в будущем. Традиционно человеку, успешно разрабатывающему новый продукт или развивающему новый рынок, на котором можно будет построить новый бизнес, обещают пост главы этого нового предприятия с соответствующим вознаграждением. Награда может быть очень крупной, однако обязательство связывает компанию только в случае успеха. Другой метод: обещать долю участия в прибылях (при возможности закрепления такого права в законодательном порядке). В любом случае следует помнить об одном: люди, берущие на себя инновационную задачу, рискуют. Наниматель, т.е. предприятие в целом должно разделять их риск, это означает, что им должно быть гарантировано возвращение на прежние места с прежним тарифом.
Сложность стимулирования труда директората порождена несовпадением целей  собственника – увеличение стоимости компании и реально нанятого управленца – генерального или любого другого директора. Такой менеджер будет работать менее упорно, опаздывать, раньше уходить. Или выбивать для себя привилегии и льготы – право ездить на шикарных машинах, на большие представительские расходы и т.п. Или же искать популярности у своих партнеров, предоставляя им значительные скидки и соглашаясь на их требования. Это все есть результат отделения управления компании от ее собственности. Выхода из этой ситуации три:
- во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;
- во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;
- в-третьих, практиковать прямой контроль собственников – постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику .
Фактически  для вознаграждения управляющего существуют схемы двух видов: либо вознаграждение менеджера напрямую связывать с  котировкой стоимости  компании, либо с получаемой прибылью.
И в заключение можно подчеркнуть, что цель управления персоналом в индустрии туризма состоит в том, чтобы мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания. А это невозможно без соответствующей координации действий персонала, мотивации и формирования корпоративной культуры, повышающей лояльность потребителей к туристской организации.


  1. Назовите пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов: для вас лично, как студента; квалифицированного рабочего; служащего в конторе; профессионала (врача, юриста, преподавателя); неквалифицированного рабочего.

Категории работников

Мотиваторы

Аргумент

Я на учебе

  • 1. Успех в выполнении заданий

  • 2. Профессиональное развитие (обучение).

  • 3. Получение диплома.

  • 1. Когда люди чувствуют, что дело движется, у них улучшается настроение и им хочется трудиться еще лучше и добиваться большего.

  • 2. Стать квалифицированным специалистом, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу.

Профессионал

  • 1. Успех в работе

  • 2. Сотрудничество (в т.ч. обратная связь, грамотная постановка задач, предоставление ресурсов, помощь в работе и др.)

  • 3. Психологическая поддержка (внимательное отношение к сотрудникам).

  • 4. Материальный мотиватор (рост заработной платы, расширение социальных гарантий).

  • 5. Перспектива карьерного роста

  • 1. Когда люди чувствуют, что дело движется, у них улучшается настроение и им хочется трудиться еще лучше и добиваться большего.

  • 2. Именно от руководителя зависит, смогут ли подчиненный достичь успеха или нет. Именно руководитель ставит высокие грамотные цели, предоставляет ресурсы, подбадривает сотрудников и ограждает от бессмысленной работы.

  • 3. Имея достойный доход, работник будет чувствовать себя нужным, т.к. какова польза от труда работника, таково и вознаграждение + нормальное психологическое состояние сотрудника (он не зациклен на материальных проблемах).


Служащий в конторе

  • 1. Успех в работе

  • 2. Сотрудничество (в т.ч. обратная связь, грамотная постановка задач, предоставление ресурсов, помощь в работе и др.)

  • 3. Психологическая поддержка (внимательное отношение к сотрудникам).

  • 4. Материальный мотиватор (рост заработной платы, расширение социальных гарантий)

  • 5. Участие в общественной жизни предприятия, организация совместного досуга коллег (организация или участие в мероприятиях)

  • 1. Когда люди чувствуют, что дело движется, у них улучшается настроение и им хочется трудиться еще лучше и добиваться большего.

  • 2. Именно от руководителя зависит, смогут ли подчиненный достичь успеха или нет. Именно руководитель ставит грамотные цели, предоставляет ресурсы, подбадривает сотрудников и ограждает от бессмысленной работы.

  • 3. Имея достойный доход, работник будет чувствовать себя нужным, т.к. какова польза от труда работника, таково и вознаграждение + нормальное психологическое состояние сотрудника (он не зациклен на материальных проблемах).



Неквалифицированный рабочий

  • 1. Успех в работе

  • 2. Сотрудничество (в т.ч. обратная связь, грамотная постановка задач, предоставление ресурсов, помощь в работе и др.)

  • 3. Психологическая поддержка (внимательное отношение к сотрудникам).

  • 4. Материальный мотиватор (рост заработной платы, расширение социальных гарантий)

  • 5. Участие в общественной жизни предприятия, организация совместного досуга коллег (организация или участие в мероприятиях)

  • 1. Когда люди чувствуют, что дело движется, у них улучшается настроение и им хочется трудиться еще лучше и добиваться большего.

  • 2. Именно от руководителя зависит, смогут ли подчиненный достичь успеха или нет. Именно руководитель ставит грамотные цели, предоставляет ресурсы, подбадривает сотрудников и ограждает от бессмысленной работы.

  • 3. Имея достойный доход, работник будет чувствовать себя нужным, т.к. какова польза от труда работника, таково и вознаграждение + нормальное психологическое состояние сотрудника (он не зациклен на материальных проблемах).