ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровень 3: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение разорвать нездоровые отношения, здесь эмоциональная нестабильность участников доходит до того, что возникает страх физического насилия).
Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения и предотвращения конфликтов.
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникающие из-за разницы во взглядах, оценках людей на самые разные явления, приводят к ситуации спора. Если она представляет угрозу для одного из участников, возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоположных целей и стремлений сторон к овладению одним и тем же объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между студентами. Для возникновения конфликта должна быть причина, которая активизирует действия одной из сторон. В качестве причины могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В данном примере причиной может быть негативное мнение об одном из претендентов на лидерство какого-либо студента.
В конфликтной ситуации определяются субъекты и объекты конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относятся те участники, которые отстаивают собственные интересы, стремясь достичь своей цели. Они всегда действуют от своего имени.
Объект межличностного конфликта — это то, на что претендуют его участники. Это цель, к которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное управление семейным бюджетом. В этом случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона считает, что ее права ущемлены.
Личностные факторы возникновения конфликтов
Личностные причины конфликта связаны с наличием личностных элементов в любом конфликте. К ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личности; установки личности, формирующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.
Расхождение этих факторов в реальном поведении и общении человека может стать причиной конфликта и, таким образом, между людьми может возникнуть противостояние без учета объективных факторов. Хотя очень часто имеет место взаимодействие объективных и субъективных причин конфликта.
Конфликты, вызванные психологическими доминантами поведения личности, то есть ее ценностными ориентациями, целями, мотивами, интересами и потребностями, могут быть очень разнообразными по своему объекту. Здесь все зависит от того, какой смысл и значение придает человек тому или иному объекту, проявляет ли данный конкретный человек интерес к этому объекту, выступает ли он для него как потребность. Как говорил древнегреческий философ Гераклит, «ослы предпочтут солому золоту». Так же и с людьми, ценностные характеристики всегда относительны. Одни умирают за металл, другие — за идею. Для одних справедливы принципы либерализма, для других — принципы консерватизма и т.д.
Это расхождение личностных смыслов и ценностей является одной из основных причин конфликта и определяет линию поведения в конфликте, его стратегию и тактику. Так, если один из субъектов не особенно заинтересован в объекте конфликта, то, скорее всего, он выберет тактику избегания или уклонения. Другими словами, он просто пройдет мимо и не будет вовлечен в конфликт. В лучшем случае он может проявить великодушие и уступить предмет спора другим. Если, например, человек богат, а приз, являющийся предметом спора, незначителен, он не станет ввязываться в конфликт из-за него. Если же все наоборот, то он, очевидно, выберет прямо противоположную линию поведения. Здесь уже нужна тактика соперничества.
Другой важной причиной конфликта может быть несовпадение характеров людей. Не только семейные конфликты и разводы часто возникают из-за того, что люди «не сходятся характерами». Это очень распространенная причина в самых разных сферах человеческой деятельности. Особенно ее следует учитывать в группах, которые находятся в длительном, локальном и постоянном общении. Не случайно людей, которым приходится работать в таких условиях, проверяют на психологическую совместимость. Ведь если, например, холерика и меланхолика, которые по своей природе эмоционально неустойчивы, отправить на длительное время в космос на одном космическом корабле, то им не избежать конфликта. И чем дольше они будут ему сопротивляться, тем напряженнее и драматичнее будет конфликт, когда он разразится.
Особенно важную роль в возникновении конфликта играют акцентуации характера, то есть чрезмерное проявление некоторых черт в акцентуированных личностях. Эти люди испытывают особые трудности в общении
, поскольку обладают «нетипичными» чертами характера, некоторые из которых имеют конфликтную направленность. Например, для «застревающего» типа акцентуации характерны такие черты, как чрезмерная стойкость негативных аффектов, повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, желание доминировать, неприятие чужого мнения и, как следствие, высокая конфликтность.
Задание 2. Ответьте на вопросы.
Каковы особенности психической структуры личности в психоанализе Фрейда?
В чем состоит отличие "сознательного" от "психического"?
Какое значение имеет бессознательное для практики делового общения?
1.Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда.
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939).
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З.Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А.Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.
Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна. Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса. На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека. Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения.
Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям Оно, то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода выпускных клапанов, к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.
Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация. Наиболее значимыми для делового общения являются сублимация, проекция и рационализация. Рассмотрим их вкратце.
Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение.
Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения Сверх-Я, может найти проявление в контактной фазе делового общения.
Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.
Под вытеснением подразумевается процесс, посредством которого угрожающие и неприятные мысли вытесняются из сознания в область бессознательного. Поскольку процесс происходит на бессознательном уровне, то человек может и не догадываться, что он подавляет какие-то свои желания или чувства.
Подавление является процессом работы сознания. Неприемлемые, невыносимые для человека представления, идеи, аффекты исключаются из сознания и оказываются в области предсознательного, откуда они могут вновь перейти в сознание.
До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.
Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы: не ограничиваясь исследованием природных элементов человеческого существа, он направлен и на раскрытие психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого повеления и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологической реакции. Это в свою очередь предполагало более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.
2.В чем состоит отличие "сознательного" от "психического"?
Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. Отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.
Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.
3.Какое значение имеет бессознательное для практики делового общения?
Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.
Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, "Сверх-Я" и предсознательного предстает более образно.
Схема наглядно показывает, что бессознательное ("Оно") может взаимодействовать одновременно с двумя системами — "Сверх-Я" и "Я" и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях.
Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если "Я" будет неспособно восстановить между ними равновесие.
Задание 3. Ответьте на вопросы.
Выделите основные отличия партнеров с экстравертированной и интровертированной установками.