ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интровертированная и экстравертированная установки определяют не только «привычное реагирование» личности на какой-либо объект, но и весь образ ее действия, вид субъективного опыта, «характер бессознательной компенсации». Для интровертированной установки личности характерно негативное отношение к объекту, а для экстравертированной — позитивное.
Личность с интровертированным типом установки характеризуется нерешительностью, рефлексивностью, замкнутостью. Она нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.
Для личности с экстравертироваппым типом установки характерны открытость, предупредительность. Она легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации.
Различие этих установок состоит еще и в том, что в интровертированной установке определяющую роль играет субъект, а при экстравертированной — объект. Юнг считал, что в эмпирической действительности эти две установки в чистом виде редко наблюдаются. Они всячески варьируются и компенсируются. Однако для подавляющего большинства людей характерно явное доминирование одной из установок в функции приспособления. У интроверта экстраверсия пребывает где-то на заднем плане, она «дремлет» в бессознательном состоянии, так как его сознание постоянно направлено на себя. Оно замкнуто, рефлексивно. Интроверт, хотя и видит объект, имеет о нем смутные или ложные представления и потому дистанцируется от объекта. У экстраверта теневое существование на заднем плане ведет интроверсия.
Для иллюстрации того, как экстраверсия и интроверсия реализуются в функции приспособления к определенной ситуации, Юнг приводит пример с двумя юношами, которые во время путешествия подходят к незнакомому замку. Один из них (экстраверт) собирается сразу войти, но другой (интроверт) удерживает его. Однако после того как они вошли, юноша-интроверт погружается в созерцание старых рукописей и робость его исчезает. А юноша-экстраверт начинает скучать и не скрывает своего раздражения и дурного расположения духа. На этом примере Юнг показывает, как у юноши- интроверта посредством влияния объекта проявилась «неполноценная экстраверсия», а у юноши-экстраверта место его социальной установки заняла
«неполноценная интроверсия».] Юнг подчеркивает большое значение такого «обращения» установок для межличностных отношений. Оно может создавать психологические основы для разлада и недоразумений в общении партнеров, для взаимного обесценивания личностей друг друга, для возникновения конфликтных ситуаций, когда доминирующим становится принцип «ценность одного есть отрицательная ценность другого».
Особое значение имеет замечание Юнга о том, что для развития характера личности необходимо создать возможности для проявления неполноценной функции (экстраверсии или интроверсии). Такое проявление может быть связано с трудностями, поскольку неполноценная функция обладает некоторой автономией и может «опутать» и «околдовать» личность так, что она перестанет быть «хозяйкой самой себя» и не сможет точно проводить различие между собой и другими. Однако в межличностных отношениях, нужда в неполноценной функции может возникнуть в любое время и потому надо быть подготовленным к таким ситуациям.
Предложенная Юнгом типология личностей по двум установкам — экстраверсии и интроверсии — нашла широкое применение в современном деловом общении. Любое общение деловых партнеров связано с ориентацией в личностных качествах и установках друг друга. Такая ориентация позволяет построить деловую коммуникацию адекватно предрасположенному реагированию деловых партнеров на взаимные действия. Рефлексивная сущность делового партнера — интроверта «побуждает его постоянно размышлять или собираться с мыслями пред тем, как действовать».[11] Тем самым действия его замедляются. Его робость перед партнером, недоверие к нему приводят к нерешительности и затрудняют приспособление к обстоятельствам деловой ситуации. Поэтому в деловом общении партнеру-интроверту необходимо предоставить время для приспособления к деловой ситуации и для размышления над получаемой информацией.
Партнер-интроверт больше истощает себя в деловом общении оборонительными мерами, в его бессознательном накапливается компенсаторное подкрепление объективного влияния. Поэтому для принятия решения ему необходимо хотя бы некоторое время побыть в «одиночестве», наедине со своими мыслями. Для партнеров- интровертов в деловом общении характерна также замедленная динамика. Постоянная внутренняя борьба отнимает большое количество энергии, и они предпочитают больше оставаться на месте, чем двигаться.
Совсем по-иному ведет себя в деловом общении партнер- экстраверт. Отношение к обстоятельствам деловой ситуации у него, как правило, позитивное. Новые, неожиданные деловые ситуации его не отталкивают, а притягивают. Он готов без оглядки включиться в них и сначала действует и лишь потом раздумывает о своих действиях. Поэтому «его действия скоры и не подвержены сомнениям и колебаниям».
Для формирования собственного мнения партнерам-экстра- вертам необходим постоянный диалог, поэтому в деловом общении они склонны к чрезмерному многословию и повторению очевидного во имя полной ясности. Используя любую возможность, чтобы выразить свое мнение, партнеры-экстраверты пытаются расширить информационное поле общения с другими партнерами и активно повлиять на решение деловой проблемы.
Хотя партнер-экстраверт имеет собственные влечения, намерения, взгляды, стереотипы поведения, он всегда подстраивает их под новую деловую ситуацию. Однако эта склонность партнера-экстра- верта к подстраиванию — одновременно и его сила и ограничение. Психическая энергия партнера-экстраверта настолько сильно ориентирована вовне (на других партнеров по общению, на внешние условия деловой ситуации), что он может игнорировать происходящие в его собственной психике и теле функциональные психические и соматические изменения.
Обладая компенсаторной ценностью, эти изменения вынуждают его к невольному бессознательному самоограничению и самоцентрированию на примитивных и инфантильных переживаниях, влечениях, эмоциях. И когда энергия этих переживаний становится достаточной для достижения сознания, в поведении партнера-экстра- верта могут проявиться инфантилизм и эгоизм, которые крайне неблагоприятно скажутся на межличностных отношениях с деловыми партнерами и на всей его деятельности. В связи с этим Юнг приводит пример с одним работником типографии, который после долгого и упорного труда стал ее владельцем. Но, сосредоточившись исключительно на деловых интересах и растворив в них все другие свои жизненные интересы, он попал в конечном счете под власть своих бессознательных инфантильных фантазий и влечений, что незамедлительно привело к краху и его бизнес.
На основе выделения всех перечисленных особенностей парт- нера-экстраверта можно представить, каким образом будут меняться модели его поведения в деловом общении. Поскольку партнер- экстраверт коммуникабелен, он легко вступает в деловое общение. Он активен и деятелен до тех пор, пока деловые партнеры, деловая проблема и обстоятельства деловой ситуации привлекают его. Но вот деловое общение затягивается. Партнер-экстраверт пытается как можно быстрее решить деловую проблему, но ему мешает медлительность других партнеров. Он начинает раздражаться, проявляет нетерпение и нервозность. У него активизируется неполноценная интровертированная установка, она набирает силу, подрывает его ведущую экстравертированную установку — и он прерывает деловое общение.
Таким образом, будучи, несомненно, ценным качеством в деловом общении, экстравертированная установка делового партнера может в целях осуществления требований других деловых партнеров и требований расширяющегося бизнеса привести самого партнера- экстраверта к неблагоприятному исходу. Поэтому в деловом общении партнерам — как экстраверту, так и интроверту — крайне важно не только знать особенности своих собственных предпочтений и предпочтений других деловых партнеров, но и осуществлять за их функционированием сознательный контроль.
Юнг не ограничился установлением типологии личностей по экстраверсии и интроверсии. Он выделил внутри этих установок различия, которые связаны с доминированием в психике личности одного из четырех типов функций: мыслительного, ощущающего, чувствующего и интуитивного, которые варьируют в зависимости от общей установки.