Файл: Задание Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.

Ситуация 1



Гипотеза

обследования


На кого направлено

обследование


Психодиагностические

методики


1.











2.











Ситуация 2



Гипотеза

обследования


На кого направлено

обследование


Психодиагностические

методики


1.











2.











Ситуация 1.

На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет. «Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается, обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».

Ситуация 2.

«Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось
, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».

Задание 3. Заполните таблицу.



Проблемная область для психодиагностики

Название психодиагностических методик

1

Замкнутость подростка




2

Межличностные конфликты между

матерью и подростком




3

Агрессивность дошкольника




4

Страхи у дошкольника




5

Патологические привычки у юноши

(курение, алкоголь)




Ответ!!!





Гипотеза

обследования


На кого направлено

обследование


Психодиагностические

методики


1.


СИТУАЦИЯ №1
Родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.

Рекомендации:

Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний.

Необходимо изменение поведения родителей по отношению к ребёнку

(на основании теста «Рисунка семьи»):

- всегда найдите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок;

–стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии;

–больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными;




  • Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости


  • Ребенок начального звена обучения




  • Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;


  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)


  • (Э.Г.Эйдемиллер)


  • Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»


  • Методика «Рисунок семьи»;


  • Методика «Лесенка» В.Г. Щур.


  • Тест тревожности


  • Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен


2.


Повышенная потребность в успехе и внимании к себе, демонстративность. Своим внешним видом и поведением школьник добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения.

Рассказать родителям о психологических особенностях школьного возраста.

Предложить родителям составить акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.)

- ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности

- честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять

- побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других

- не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности.

Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении.

Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.


  • Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.


  • Для школьника





  • Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI.


  • Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.


  • Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»


  • "Рисунок семьи", "Шесть ситуаций" Рогов Е.И


  • «Шкала принятия других» (В.Фейя)


  • «Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла)


  • «Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта)


  • «Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей)


  • «Шкала доверия» (М.Розенберга)


  • Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко)


  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)


  • Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк)


  • Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)








1
2
3




СИТУАЦИЯ №2
Диагностические методы для выявления поведенческих

и эмоциональных нарушений в детском возрасте.

По выявлению тревожности, агрессии…
Диагностика межличностных взаимоотношений.
Диагностика эмоционального состояния ребенка.



Дошкольник


  1. Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет).


  2. Тест «Сказка» - с3,5 лет. «Лесенка»( с 3 – 7 лет)


  3. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет.


  4. Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет)


  5. Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет)


  6. Рисунок семьи – с 4 лет.


  7. Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет.


  8. Методика «Кактус» - с 4 лет.





Практическое занятие № 2

тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»

Задание 3.






Проблемная область для

психодиагностики


Название

психодиагностических методик


1


Замкнутость подростка


  1. Определение уровня развития Векслер, ШТУР;


  2. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет;


  3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури;


  4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г;


  5. Оценка отношений подростка с классом;


  6. Оценка психологического климата в классе;


  7. Определение свойств темперамента Русалов М.В.


  8. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М.


2


Межличностные конфликты

между матерью и подростком


  1. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина;


  2. Методика Шкала семейного окружения «ШСО» С.Ю.Куприяновнова;


  3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова;


  4. Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений;


  5. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»;


  6. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова;


  7. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»»


  8. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман;


  9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ;


  10. Методика «Незаконченные истории».




3


Агрессивность дошкольника


Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций:


  1. Методика «Рисунок семьи»


  2. «Дом, дерево, человек»;


  3. «Рисунок несуществующего животного»;


  4. Тест руки и опросник Дасса-Барки;


  5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко


  6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов;


  7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер;


  8. Проективная методика «Кактус»;


  9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур)


  10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой);


  11. Проективная методика Рене Желя;


  12. Социометрия Дж. Морено.


4


Страхи у дошкольника


  1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой;


  2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.;


  3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации;


  4. Методика «Волшебная страна чувств»;


  5. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»;


  6. Детский апперцептивный тест (ДАТ);


  7. Методика «Рисунок семьи»;


  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);


  9. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;




5


Патологические привычки у

юноши (курение, алкоголь)


Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:


  1. «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF);


  2. Тест описания поведения» К.Томаса;


  3. «Ценностные ориентации» М.Рокич;


  4. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина;


  5. Не стандартизированная методика – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику»;


  6. Анкета «Вредные привычки» (Кисетов З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»);


  7. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.);


  8. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);


  9. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;


  10. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.


Другая практика

Ситуация 1







Гипотеза обследования


На кого направлено обследование


Психодиагностические
методики


1


Взаимоотношения мамы с ребенком


На семилетнего ребенка


1. Выявление общего уровня развития и мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе
2. Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе
3. Тест «Мотивационная готовность» (по Т.Д. Марцинковской)
4. Методика изучения социально-психологической адаптации детей в школе


План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования

Связанные:
психология родит.-детских отношений - копия
Навигация по данной странице:

  • Ситуация 2.

Рекомендации:
• Создавайте для ребенка оптимальные условия учебы,
• Уделяйте ребенку больше внимания, особенно во время выполнения домашнего задания,
• Создание личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности,
• Обращение к нравственным чувствам (к любви, состраданию, уважению, стыду, чувству прекрасного),
• воздействие путем положительного примера, разъяснения, требования, внушения, сочувствия.

Ситуация 2. «Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы – капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки, разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия. Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под разным углом» не помогают».
Ситуация 2





Гипотеза обследования


На кого направлено обследование


Психодиагностические
методики


1


Как отучить ребенка перенимать отрицательное поведение


Мальчик 4 года


1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
2. «Диагностика уровня адаптированности ребенка
к дошкольному учреждению»
3. Тест «Страхи в домиках»
Тест А И. Захарова, модификация
М.А. Панфиловой
4. Методика « Нарисуй себя»





Связанные:
психология родит.-детских отношений - копия

Навигация по данной странице:

  • Рекомендации

  • Практическое занятие № 2 Тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»

  • Задание 3. Заполните таблицу.

План психодиагностического обследования ребенка:
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений о ребёнке
2. Формулировка гипотез
3. Выбор диагностических методов
4. Проведение тестирования
5. Анализ полученных данных (обобщение)
6. Рекомендации по результатам исследования
Рекомендации:
1. Ребенку нужно вселять уверенность в том, что у него все получится. Он должен чувствовать ваше одобрение и поддержку.
2. Если ребенок капризен, сумейте заинтересовать его в процессе одевания, придумайте поощрение его самостоятельности.
3. Будьте терпеливы и внимательны к ребенку
4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя.
5. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях. 
6. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания.
8. Самое главное — ваше эмоциональное состояние!
Практическое занятие № 2


Тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»


Задание 3. Заполните таблицу.













Проблемная область для


Название психологических методик




психодиагностики




1.


Замкнутость подростка


1. Наблюдение;
2. Социометрия;
3. Тест Айзенка (темперамент);
3. Кинетический рисунок семьи, ДДЧ;
4. Тест тревожности Филлипса.
5. Доверительная беседа;
8. Создание ситуации успеха;
9. Вовлечение в коллективную деятельность;


2.


Межличностные конфликты между матерью и подростком


1. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (П.В.Трояновская)
2. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Семаго (СОМОР);








3.


Агрессивность дошкольника


1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
2. тест фрустрации Розенцвейга;
3. тест руки Вагнера;
4. незаконченные предложения;
5. тест Басса – Дарки;


4.


Страхи у дошкольника


1. Тест «Страхи в домиках».
2. Тест «Сказка «Страх».
3. «Рисунок семьи»
4. «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
5. «Мои страхи»


5.


Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь)


1. Наблюдение