Файл: Практикум 1 (часть 1) Сравнительный анализ фгос ооо 20102021 и фгос соо 20122022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Практикум 1 (часть 1)
Сравнительный анализ ФГОС ООО 2010/2021 и ФГОС СОО 2012/2022





ФГОС ООО


ФГОС СОО

Параметр сравнения

2010

2021

2012

2022

Требования к условиям реализации программ обучения

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.


Детализированы требования к условиям реализации ООП:

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

Срок получения ООО – 5лет

Не установлено сокращение
Общие, размытые формулировки
Не уделено внимание дистанционному обучению.
Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ.

В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.
Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»
В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»

Единый уровень требований по предметам
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов
Не уделено внимание дистанционному обучению
Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком

Детализированы требования к условиям реализации ООП:

Требования к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

Требования к структуре основной образовательной программы

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает

- собственную образовательную программу,

- Учебный план, учитывая

Общий объем аудиторной работы за 5 лет: Количество учебных занятий за 5 лет

не менее 5267 часов

и не более 6020 часов.


Структура программы осталась той же:

программа основного (начального) общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ:

не менее 5058 академических часов

и не более 5549 академических часов

при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.

Вариативные сроки.


Основная образовательная программа основного общего образования (термин)включает:




  1. Пояснительная записка


  2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО


  3. Система оценки достижения планируемых результатов


  4. Программа формирования УУД


  5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности


  6. Рабочая программа воспитания


  7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


  8. Программа коррекционной работы


  9. Учебный план


  10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.


  11. Система условий реализации основной образовательной программы




Основная образовательная программа среднего общего образования включает:



  1. пояснительную записку;


  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;


  3. систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.


  4. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:


  5. программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;


  6. программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;


  7. рабочую программу воспитания;


  8. программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.



Организационный раздел должен включать:
учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Требования к результатам обучения

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения

обучающимися основной образовательной программы основного

общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения, специфические для данной

предметной области, виды деятельности по получению нового

знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и

применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами

и приемами

Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС

сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода

Детализированы требования к результатам освоения ООП:

Требования к личностным результатам освоения программы основного
общего образования: включают:

  • осознание российской гражданской идентичности;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания:

Гражданское

Патриотическое

Духовно-нравственное

Эстетическое

Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое

Экологическое

Ценности научного познания

Требования к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические (8)

Базовые исследовательские (7)

Работа с информацией (6)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение (8)

Совместная деятельность (7)

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация (5)

Самоконтроль (6)

Эмоциональный интеллект (4)

Принятие себя и других (5)

Требования к предметным результатам освоения программы основного
общего образования

  • освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

  • предпосылки научного типа мышления;

  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий …

Включают способность:

  • знать определение понятия,

  • знать и уметь доказывать свойства и признаки,

  • характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса,

  • использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями),

решать задачи более высокого уровня сложности
Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС 2021

  • Деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история)

  • Формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны

  • Предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания

  • Учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)

  • Усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом




Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно

Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены

- систематизированы, конкретизированы;
- задаются в деятельностной форме;
-представляются к результатам обучения и воспитания;
-взаимосвязаны

Новый формат представления личностных результатов–по областям воспитания

Патриотическое воспитание(ООО–3,СОО-3)
Гражданское воспитание(ООО–8,СОО-7)
Духовно-нравственное воспитание(ООО–3,СОО-5)
Эстетическое воспитание(ООО–3,СОО-4)
Воспитание ценности научного познания(ООО–3,
СОО-3)

Физическое воспитание.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия(ООО–8,СОО-3)
Трудовое воспитание(ООО–6,СОО-4)
Экологическое воспитание(ООО–5,СОО-5)

Новый формат представления метапредметных результатов–по трем направлениям

Универсальные учебные познавательные действия

Базовые логические действия(ООО–6,СОО-6)
Базовые исследовательские действия(ООО-4,СОО-14)
Работа с информацией(ООО–5,СОО-5)


Универсальные учебные коммуникативные действия
Общение(ООО-6,СОО-5)
Совместная деятельность(ООО-4,СОО-7)

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация(ООО-2,СОО-7)
Самоконтроль(ООО-3,СОО-4)
Эмоциональный интеллект(СОО-5)
Принятие себя и других(СОО-4)

Предметные результаты:
-формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений
-формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования
-определяют минимум содержания основного и среднего общего образования
-систематизированы
-конкретизированы