Файл: В наши дни люди слишком много времени уделяют работе, забывая о потребностях организма в физических нагрузках и активном образе жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Тренажеры в реабилитационной физической культуре
Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств восстановления утраченных функций организма. [7]
Реабилитационное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Применение тренажеров в лечебно-реабилитационных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся. [7 ]
Реабилитационная физическая культура предназначена для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенные вследствие этого к специальной медицинской группе. Эти люди ослаблены физически, у них понижена сопротивляемость организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим главной целью реабилитационной физической культурой является восстановление. Эта цель является определяющей, относительно которой формируются задачи оздоровления организма занимающихся. [4]
В активную современную реабилитацию обязательно входят занятия в тренажерном зале по специализированным программам, занятия суставной гимнастикой, миокоррекции со специалистами по современным методикам. Акцент в лечении сделан на продуманный подбор индивидуальных нагрузок, на составление после визуальной диагностики коррекционных программ, направленных на лечение паталогических стереотипов движения, на укрепление мышечного корсета-основного стабилизатора опорно-двигательного аппарата, на увеличение эластичности, гибкости позвоночника, на увеличение амплитуды движения в суставах, на нагрузку кардио-респиратороного аппарата во время выполнения гимнастик. [5]
Лечение с помощью правильного движения лежит в основе одного из разделов ЛФК - механотерапии, т.е. лечению с помощью правильно подобранной нагрузки на тренажерах. [5]
Почему именно тренажеры? Именно тренажеры являются совершенно безопасным видом движения, так как не создают при правильно составленной программе лечения болевых ощущений. [10]
Тренажеры дают возможность локально прорабатывать больные участки или, наоборот, избегать нагрузок на определенные зоны. [7]
Тренажеры не создают опасных осевых нагрузок на позвоночник и не вызывают «скручивающие» элементы при движении. [7]
Тренажеры оптимальный выбор для неспортивных, пожилых людей и детей, потому что даже у людей, далеких от спорта, можно прогнозировать движения, так как каждый тренажер рассчитан на определенный тип нагрузки и на определенную амплитуду движения. [7]
Конечно, далеко не все тренажеры подходят для лечебных и реабилитационных программ. Траектории движения на тренажере должны точно воспроизводить амплитуду работы сустава. На части тренажеров должны быть ограничительные приспособления, которые дают возможность инструкторам подбирать подходящие углы работы суставов при болевых ощущениях или контрактурах. Тренажеры должны иметь приспособления для облегчения старта и финиша во время занятий - дополнительный фактор безопасности.[10]
Методика, по которой работают реабилитационные тренажеры основана на комплексном подходе к лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Основными причинами болей в спине являются мышечная блокада и атрофия мышечного корсета. По разным причинам мышечно-соединительная ткань теряет свою эластичность, ишемизируется и при этом резко снижается подвижность костей и дисков, возникает боль. Одряхлевшие мышцы не способны удерживать позвоночный столб, что вызывает дискогенный радикулит, искривление позвоночника и т.д. Необходимо восстанавливать циркуляцию крови в ишемизированной зоне путем включения мышц и связок в работу. Достигается это за счет использования индивидуально подобранных в реабилитационном зале нагрузок, при которых организм вынужден включать в работу даже «пораженные» участки. Нормальная циркуляция крови и питательных веществ на этих участках ведет к восстановлению мышечного потенциала, а значит, и к нормализации работы всего позвоночника и к костно-мышечной системе в целом. Оптимальными условиями такого восстановления, является пороговые нагрузки, которые возможны только при использовании специальных лечебных тренажеров. Именно их использование ведет к стимуляции периферического кровообращения и рецепторов нервных окончаний в мышцах. Это осуществляется в результате индивидуально подобранного комплексного лечения, в основе которого лежат занятия на реабилитационном оборудовании.[5]
Примером реабилитационного оборудования может служить универсальный многофункциональный тренажер с МК для выполнения 500 развивающих и корректирующих упражнений на фоне переменной вибрации, снижающей порог мышечного расслабления и разгружающей позвоночник, с воздействием на большинство активных точек.[10]
Это реабилитационная линия, включающая 7 тренажеров.
Анатомичная спинка благодаря своему контуру, повторяющему изгиб позвоночника, снимает большую часть нагрузки с позвоночного столба. [10]
Регулируемое по высоте сиденье позволяет пациенту любого роста удобно расположиться и выполнить движение технически правильно, обеспечив проработку нужных мышц. [10]
Фиксирующий пояс безопасности предупреждает отрыв спины и опасное перенапряжение поясницы. [10]
Ограничительный механизм позволяет установить предельную амплитуду движения и проводить тренировку пациентов с травмами или заболеваниями опорно-двигательного аппарата, имеющих ограничение подвижности. [10]
Фиксирующий механизм позволяет детренированным пациентам и проходящим курс реабилитации устанавливать тренажер в позицию «легкого старта» и выполнять упражнение миновав начальную фазу движения. [10]
Устройство для изометрического силового теста позволяет объективизировать силу мышц, анализировать результаты и при необходимости корректировать программу лечения. [10]
Система использования Смарт-Карты с программным обеспечением позволяет следить за реабилитационно-тренировочным процессом, анализировать и при необходимости корректировать тренировочный план. [10]
Благодаря двойной функции, тренажер позволяет тренировать группы мышц, отвечающих за сгибание и разгибание ног. При тренировке пациентов, с травмами, заболеваниями или ограничениями в коленных суставах, используется специальный механизм – ограничитель движения, позволяющий терапевту устанавливать необходимую амплитуду и исключать опасные движения. [10]
Заключение
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Задача всех видов тренажеров сводится, в конечном счете, к одному - все они должны
создать максимально полную имитацию нагрузок, возникающих у человека при занятиях спортом.
Таким образом, занятия на тренажерах — это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий.
Тренажеры разделяются на два основных вида: кардиотренажеры и силовое оборудование.
Список литературы
1. Агашин, Ф.К. Биомеханика ударных движений. - М.: ФиС, 1997. – 209с.
2. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник. – Мн.: Выш. школа, 2001. – 303с.
3. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. – Киев: Издательский центр КГМУ, 2017. – 102 с.
4. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 254 с.
5. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2021. – 90 с.
6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 200 с.
7. К проблеме тренажерного обеспечения студенческого спорта / M.Г. Лейкин [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. статей Второй электронной научной конференции. – Харьков, 2016.
8. Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. – Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2019. – 152 с.
9. Лейкин, М.Г. Методические особенности применения тренажеров в физическом воспитании школьников / М.Г. Лейкин, Ю.К. Макурин // Школа и педагогика. – М., 2020. – С. 230-249.
10. Лейкин, М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных тренажеров: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / М. Г. Лейкин. – М., 2019. – 120 с.