Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Карпова Анна Александровна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

 

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

УМК

Класс

Сказка

Классификация

2. УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)


1 класс

«Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака»

народные

2 класс

 

 

Гуси-лебеди

Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о рыбаке и рыбке

Два Мороза

народная

авторские

3 класс

 

 

 

 

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Иван-царевич и серый волк

Сивка-бурка

А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Мороз Иванович. В. Ф. Одоевский

авторские

4 класс

 

 

 

 

П.П. Ершов Конёк- горбунок (в сокращении)

А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

С. Т. Аксаков Аленький цветочек

Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени

Ганс Христиан Андерсен Русалочка

авторские

1. УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)


1 класс

1 В. Сутеев «Под грибом»

2 Н. Сладков «Сорока и Заяц»«Лиса и Заяц»«Кораблик»

3 В. Бианки «Лис и Мышонок»

4 Э. Шим «Глухарь»

5 С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»

6 Д. Биссет «Дракон Комодо»


авторские

2 класс

1 Л. Пантелеев «Две лягушки»

2 В. Беспальков «Совушка»

3 Братья Гримм «Маленькие человечки», «Семеро храбрецов», «Бременские музыканты»

4 Х. -К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

5 Э. Шим «Храбрый Опенок», «Всем вам крышка»

6 В. И. Даль «Девочка Снегурочка»

7 Русская народная сказка в обработке Л. Н. Толстого «Снегурочка»

8 К. Ушинский «Плутишка кот»

9 Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».

10 Н. Сладков «Апрельские шутки», «Снег и ветер»

11 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

12 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

13 Ш. Перро «Кот в сапогах»

авторские

3 класс

1 В. Даль. «Старик-годовик»

2 А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».

3 Л. Н. Толстой «Два брата»

4 Ш. Перро «Подарки феи»

5 Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех»

6 А. И. Куприн «Синяя звезда»

7 К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

8 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Кошкин дом»

авторские

4 класс

1 Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

2 П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

3 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

4 Сказка Х. -К. Андерсена «Дикие лебеди».

5 А. Куприн «Четверо нищих»

6 Пьеса-сказка С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»

авторские


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Каково назначение сказок по каждой программе?

Ответ

Проанализировав учебники по литературному чтению УМК «Школа России», видно, что в первом классе изучаются народные сказки, за весь курс 2-го класса учащиеся изучают всего 2 русские народные волшебные сказки: «Гуси-лебеди» и «Два Мороза». По отношению к общему количеству часов, отведенных на курс литературного чтения - 136 ч (4 часа в неделю, 34 учебные недели), на изучение каждой сказки отводится по 2 (3) часа. Авторами учебника предложено от 4 до 7 заданий к каждой сказке, которые способствуют формированию, как предметных умений, так и метапредметных универсальных учебных действий.

Всего в 3 классе изучается 5 волшебных сказок, из которых 3 русские народные («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван царевич и серый волк» и «Сивка-бурка») и 2 авторские (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь» и сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»). Согласно базисному учебному плану ОУ РФ на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе выделяется 102 ч. (3 часа в неделю, 34 учебные недели), из них по 2 (1) часа на изучение каждой из этих сказок.

В 4-м классе изучается 5 волшебных сказок. Все из них являются авторскими: Г.Х. Андерсен «Русалочка», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», П.П. Ершов «Конек-горбунок». Количество часов отведенных на изучение сказок варьируется от 2 до 5 часов. На весь курс литературного чтения в 4- м классе, согласно базисному учебному плану, отводится 102 часа. Основные умения, которое формируется на заданиях предложенных авторами учебника - анализ и синтез, построение логических цепей рассуждения и доказательство и др. Задания чаще всего предлагаются следующие: «Раздели текст на части, составь план», «Объясни свою точку зрения» др.

Таким образом, в процессе работы со сказками по УМК «Школа России» в начальной школе у детей формируются читательские умения и навыки, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ.


Работа со сказками по программе «Начальная школа XXI века» опирается на общеметодические рекомендации, но имеет свои особенности. Одной из них является условно-символическое моделирование произведения. Моделирование позволяет каждому ребенку включаться в активный познавательный процесс и способствует формированию специальных читательских умений (умению ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

Метод моделирования предполагает введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Приведу пример использования условно-символического моделирования на уроке литературного слушания в 1 классе при знакомстве со сказкой В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Главные действующие герои сказки – Ёжик и ЗаяцУсловно обозначим их так:

Главное, ключевое слово, которое проходит через всю сказку – палочка-выручалочка. Именно она и помогает героям. Но на протяжении сказки палочка-выручалочка меняет свои названия. Сначала она становится палочкой-через-все-скакалочкой, затем палочкой-из-беды-вытягалочкой, палочкой-на-верх-подымалочкой, а после палочкой-по-врагу-ударялочкой.

В итоге у ребят получается план-схема, который помогает рассказать сказку, соблюдая порядок развития действия, обучая пересказу произведения.

Далее начинается работа по моделированию обложки произведения. Теперь на помощь приходят «заместители», т. е. условные значки.

Это сказка, следовательно, условный значок – кружочек. Так как эта сказка о животных, то кружочек закрашиваем в коричневый цвет. Вспоминаем и записываем вверху фамилию автора – Сутеев В. Г. А ниже, под кружком пишем название сказки – «Палочка-выручалочка».

Так, постепенно, используя условно-символическое моделирование, дети запоминают не только названия произведений, но и, что немало важно, их авторов.

  1. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Ответ

Мы видим, какие разнообразные методы работы со сказакой в начальной школе предлагаются авторами УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Мы можем отметить особенности работы со сказками. Такие методы работы позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А это, в свою очередь, заставляет каждого ребенка включиться в активную читательскую деятельность, предоставить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими индивидуальными возможностями.


Задание 2. Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. название книги, класс обучающихся;

2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

Перечень книг для анализа по установленному плану:

- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

- Тургенев И. С. «Бежин луг»;

- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

- Куприн А. И. «Белый пудель»;

- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

- Свирский А. И. «Рыжик»;

- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

Ответ:

  1. Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;4 класс

  2. Сказка названа по имени главного героя, с которым связаны волшебные действия, - «Конек-Горбунок». Главная мысль проявляется в том, что только с верным другом можно пройти все трудности на своем жизненном пути, только настоящая дружба способна привести человека к цели. Сказочный герой – Конек-Горбунок – стал другом для Иванушки и помог ему обрести свою мечту – жениться на царевне. В своем произведении П.П. Ершов показывает цену дружбе. Весь сюжет сказки основан на характере центрального персонажа. Сказка «Конек-Горбунок» делится на тесно переплетенные между собой три части, каждая из которых имеет свой сюжет. В первой части рассказывается о том, как Иванушка получает в помощь Конька-Горбунка. Вторая говорит о том, что героям удается поймать Жар-птицу и привести в дворец Царь-девицу. В третьей части повествуется о том, как Иванушка, проходя различные испытания, становится царем и получает в жены Царь-девицу. Возрастная аудитория дети 9-10 лет.

  3. П.П. Ершов создал удивительную сказку, которая учит доброму отношению к другим людям, учит помогать и ценить дружбу. Соединив в себе признаки сказки как жанра, писатель создал яркий сюжет. Сказка П.П. Ершова является авторской, но очень похожа на народную, что проявляется в некоторых признаках: присказка, зачин, повторы. Иллюстрация красочные, яркие, соответствуют содержанию книги и передают настроение и характер произведения.

  4. Книга ценна для изучения сказки «Конёк горбунок» на уроке литературного чтения, в соответствии с тематическим планированием.

  5. Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Эта сказка Пушкина также и о любви, и о дружбе.  В этой сказке приветствуется дружба и хорошие взаимоотношения между главными героями: князем Гвидоном и волшебной царевной (Царевна Лебедь). В дальнейшем их отношения привели к свадьбе и долгой совместной жизни. Она вполне может стать альтернативой к сказке «Конёк-горбунок»



Задание 3.

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. общая характеристика сказки;

2. время, место написания;

3. фольклорная и литературная основа;

4. главные герои;

5. основной конфликт;

6. тема, идея сказки.

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

- «Сказка о Мертвой царевне»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане...»;

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о Медведихе»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Ответ:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Общая характеристика:

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» по жанру относится к сказке.

Автор стремился придать своему творению стиль русского народного произведения, ведь за основу был взят сюжет из трудов иностранных авторов (братья Гримм «О рыбаке и его жене»).

Сказка выполнена в стихотворной форме, хотя выявить определенный стихотворный размер и рифму невозможно. Пушкин использует смешение и хаотичное повторение всех размеров: ямб, хорей, дактиль и прочие. Это придает произведению неповторимую ритмичность.

Лексика произведения невероятно разнообразна. Автор использует большое количество устаревших слов (ветхий, невод, кликать, молвит, откуп). Также в тексте присутствуют необычные для современных дней формы глаголов (поклонися, осердилася, садися). Все это придает тексту неповторимый колорит.

В тексте использованы средства художественной выразительности:

  • метафоры («ласковое слово», «гуляй там себе на просторе»),

  • эпитеты («заморские вины», «пряником печатным», «черная буря»),

  • образные выражения («ступай себе с богом», «белены объелась»),

  • гипербола («насмешишь ты целое царство»)

Время, место написания

Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения»

Фольклорная и литературная основа

Версий происхождения сказки несколько. Согласно одной из них, это чуть видоизменённая русская народная сказка «Жадная старуха». Но