Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чаще говорят о том, что это померанская история «О рыбаке и его жене», которая заняла почётное место в сборнике братьев Гримм. Кроме того, Пушкин опирался на русскую народную сказку «Жадная старуха«, где вместо рыбки фигурировало волшебное дерево.

главные герои

Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание.

Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее. Нищета кого угодно сделает сварливой. С другой — ее непомерные аппетиты росли не по дням, а по часам. Чувство долга, благодарность были чужды старухе. Получив от Золотой рыбки власть и богатство, она забыла о муже – единственном человеке, который был дан ей Богом в спутники жизни, и благодаря которому она получила все это.

Золотая Рыбка. На редкость благодарное и терпеливое создание. Старик несколько раз вызывал Золотую рыбку, и она терпеливо приплывала и исполняла все просьбы старика. И только когда старуха замахнулась на звание владычицы морской, она молча уплыла, оставив старуху с разбитым корытом.

Основной конфликт

Старуха выражает недовольство поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку; развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам: Старуха требует новое корыто; далее Старуха требует новую избу, Старуха требует повышения социального статуса с "чёрной крестьянки" до "столбовой дворянки"; Старуха требует повышения социального статуса со "столбовой дворянки" до "вольной царицы"; добившаяся статуса "вольной царицы" Старуха требует повышения статуса до "владычицы морской". Разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве "третьей силы"

Тема, идея сказки.

Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.

Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.

Темой сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке является тема жадности.

Автор на примере старухи показывает, как проявляется неудержимая жадность и к чему это может привести.

Задание 4.

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

  1. Каков характер основных событий?

Именно короткая беззаботная пора детства важна в формировании взрослой личности. Потери, радости, разочарования, восторг, пережитые в нежном возрасте, оставят отпечаток в душе ребенка, который он пронесет с собой во взрослую жизнь.

Чтобы определить эмоциональный настрой повести, нужно обратиться к мастерски описанным автором внутренним переживаниям героя. Николенька испытывает весь спектр детских эмоций: досада, огорчение, восторг, любовь, радость, разочарование, нежность… Но постоянно присутствует меланхоличное настроение, связанное с утратой, муками совести. После смерти матери эмоциональная тональность повести становится пронизана горечью потери самого близкого человека.

  1. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности.

  1. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учебе, но очень внимателен к своим поступкам.

4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Я поняла, как важно быть ответственным. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

А ребенку в этом произведении можно научиться любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.


Задание 5. Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

  1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
Перечень произведений для анализа по установленному плану:

- Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

- С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

- М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

- А. Фет «Весенний дождь»;

- В. Брюсов «Детская»;

- Д. Кедрин «Бабье лето»;

- Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

- В. Берестов «Хитрые грибы»;

- А.А. Блок «Ветхая избушка».

Ответ:

  1. В стихотворении освещается проблема быстротечности времени. Автор говорит, что завтра дети глянут, а на дворе уже весна. Этими строками А. Блок, кажется, призывает не упускать ни единого дня из жизни.

  2. Автор использует такие средства выразительности:

эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;

метафора: санок бег.

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

Чтобы мы представили действительно снежную зиму, автор несколько раз повторяет слова снег и снежный.
Задание 6. Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

  1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?

Мировоззрение Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют), когда хотят совершить плохой поступок. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

  1. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

Для того чтобы ее хоть как-то развлечь, ведь девочка болезненна, Вася попросил у своей сестры одолжить ему ее куклу, для того чтобы принести ее Марусе. Она очень обрадовалась этой кукле, у нее никогда не было столь красивых кукол. Вася очень рисковал принеся ее.


  1. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом

Отец спросил о кукле, однако Вася молчал, так как не хотел чтобы игрушку забрали у больной подруги. Он понимал, что может понести наказание, но не стал рассказывать о Валеке и Марусе, как и обещал Тыбурцию. И вот в момент, когда должно было свершиться «правосудие», приходит в их дом сам Тыбурций и возвращает игрушку. Он обо всем рассказывает отцу Васи и благодарит за добрый поступок сына. Главный герой неожиданно чувствует на своей голове руку отца. Взглянув в его глаза, мальчик понимает, что наконец-то заслужил уважение. Отец и сын вновь стали близкими людьми.

Благодаря бродягам главный герой научился настоящей доброте. Это увидел отец и понял, что его сын растет хорошим человеком. Теперь в его взгляде больше не было холодка и безучастности, а было уважение как к настоящему человеку.

4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?

Основная мысль произведения заключается в том, что ставить ярлыки на людях – это неправильно. Пан Тыбурций, его дети и окружение названы «дурным обществом» только из-за их бедности, хотя на самом деле эти люди ничего плохого не сделали. Они честны, добры, ответственны и заботливы по отношению к родным и близким.

Также это произведение о добре. Всегда нужно быть добрым, и неважно, кто перед тобой – богач или бедняк. Так в рассказе поступил Вася. Он, как мог, поддерживал детей пана, и взамен получил незабываемые уроки жизни: он научился сострадать, помогать ближнему; он узнал, что такое настоящая дружба и что бедность – это вовсе не зло и не порок.
Задание 7. Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Раскройте аллегорические образы басни.

2. Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.

3. Сформулируйте идею басни.

Перечень произведений для ответа на вопросы:

- «Слон и моська»;

- «Свинья под дубом»;

- «Осёл и соловей»;

- «Обоз»;

- «Мартышка и очки»;

- «Лягушки, просящие царя»;

- «Листы и корни»;

- «Кукушка и петух»;

- «Лебедь, щука и рак».

Ответ

«Мартышка и очки»

Аллегорические образы басни

Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. Как всегда, в произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая ирония и, естественно, аллегория.


В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как невежественный человек, пытаясь выдавать себя за умника и интеллектуала, как бы не старался, всё равно выглядит несостоятельно, а подчас просто глупо и смешно.

Мартышка в басне, не умея применить очки по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- враньё.

Невежественный человек, не умея применить знания, которые ему даются в информационном пространстве, точно также обвиняет всех в том, что все врут и лукавят.

Изобразительно-выразительные средства и язык произведения

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» – «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» – это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) – для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.