Файл: Практикум по психодиагностике Группа мм20П161 Студент К. А. Каирова москва 2023 практические (ситуационные) задачи по дисциплине практикум по психодиагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психодиагностике


Группа ММ20П161
Студент
К.А. Каирова

МОСКВА 2023

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СИТУАЦИОННЫЕ) ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Задание № 2

Моделирование ситуации исследования.

Сформулируйте исследовательскую задачу и операционализируйте переменную (переменные), которые необходимо измерить

(Исследовательская задача – например, оценить психологическую готовность ребенка к школе, переменные для измерения – личностная готовность, интеллектуальная готовность)

Выберете инструментарий, обоснуйте его выбор. На основании анализа процедуры диагностики спланируйте исследование. Предложите прикладное значение полученных данных

(Например, для диагностики интеллектуальной готовности – тест Керна-Й ирасека, графический диктант и т.д.) (для каких целей применить эти методики, как результаты методик можно применять, кому они будут полезны)

Варианты переменных: психологическая готовность ребенка к школе, мотивация, интеллект, межличностные отношения, профессиональные интересы, профессиональные склонности, агрессивность, тревожность, самооценка.
«Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе»

Организация процедуры исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ.

Объект исследования: дети подготовительной группы № 1

Предмет исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи практического исследования:


отбор методик диагностики психологической готовности детей к обучению в школе;

проведение исследования сформированности психологической готовности к школе старших дошкольников;

проверка эффективности программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях образовательной среды в ДОУ;

анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, сформулировать вывод на основании полученных результатов экспериментального исследования;

В исследовании принимают участие воспитанники подготовительной группы № 1в общем количестве 24 человека.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

В качестве диагностического инструментария мы использовали программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанной Н. И. Гуткиной. Диагностическая программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик. Описание методик дано в констатирующем этапе исследования и в приложениях.

Описание методик и результаты исследования

Методика «Сказка» (мотивационная сфера)

Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка .

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и воспитатель спрашивает ребенка, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Методика «Внутренняя позиция школьника» (мотивационная сфера)

Методика представляет собой экспериментальную беседу и направлена на выявление внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

Беседа состоит из 12 вопросов


Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или не сформированность /-/ «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак "+-".

Вопросы №1 и №9: «Ты хочешь идти в школу?», «Тебе нравятся школьные принадлежности?» - Данные вопросы не являются ключевыми, Они не являются информативными.

Вопрос № 2: «Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?»

Вопрос № 3: «Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?»

Вопрос № 4: «Ты любишь, когда тебе читают книжки?»

Вопрос № 5: «Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?»

Вопрос № 6: «Какие у тебя любимые книжки?»

Вопрос № 7: Почему ты хочешь идти в школу?

Вопрос № 8: Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

Вопрос № 10: Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит?
Вопрос № 11: Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

Вопрос № 12: В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена?

Методика «Домик» (произвольная сфера)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх не правильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.


Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

В связи с тем, что дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку 0 баллов из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, для наших испытуемых мы приняли следующую оценочную шкалу: 0–2 балла – хорошее выполнение, 3–4 – удовлетворительное, 5–7 – неудовлетворительное.

Результаты исследования:

Методика «Да и нет» (произвольная сфера)

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Для методики взята только первая часть правила игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Ребенок повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, воспитатель начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Методика «Сапожки» (интеллектуальная и речевая сфера)

Методика представляет собой игру с правилами, позволяющую определить обучаемость ребенка и применение им при решении задач операции обобщения (эмпирического и теоретического).

Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.

Оборудование: Испытуемому предлагается таблица, содержащая предметную картинку (собака, человек, птица) с наличием или отсутствием одного признака – сапожек на ногах. Если есть сапожки – картинка обозначается цифрой «1», если нет – цифрой «0». Таблица из цветных картинок содержит: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.


Методика «Последовательность событий» (интеллектуальная и речевая сфера)

Методика предложена А. Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
Коррекционно-формирующий этап исследования
Цель данных занятий – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой компонентов психологической готовности.
Данные мероприятия направлены на развитие психологической готовности. Занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, расширяют кругозор ребенка, развивающие навыки. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоционально положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

развивать сенсорное внимание:

развивать слуховое внимание;

развивать моторно-двигательное внимание.

«Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)

содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)

способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что