Файл: Муниципальное право Конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Элементы

сравнения

Муниципальное право

Конституционное право

Административное право

Понятие

отрасли права

Муниципальное пра-отрасль российского права,регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Конституционное право — является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности.

Администрати́вное 

пра́во -это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой 

деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства.

Предмет

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

Основные

институты

Правовые институты муниципального права:

1. территориальные основы местного самоуправления;

2. муниципальные органы и должностные лица;

3. вопросы местного значения и полномочия муниципальной власти;

4. муниципальные выборы и местные референдумы;

5. муниципальная служба и т.д.

I. Институт народовластия, который включает:

1. непосредственное народовластие

2. представительное народовластие

3. местное самоуправление.

II. Институт конституционного оформления народо

владдя:

1. конституционный порядок;

2. юридическая конституция;

3. конституционные законы;

4. конституционная законность;

5. конституционные обычаи, традиции.

III. Институт правового статуса человека и гражданина:

1. гражданство (постоянная связь лица и государства);

2. система основных прав и свобод человека и грома

дянина;

3. гарантии основных прав и свобод.

IV. Институт государственного строительства:

1. форма государства;

2. территориальная организация Украины;

3. механизм государства.


1. институт государственной службы;

2. институт органов государственного управления;

3. институт муниципального управления и муниципальной службы;

4. институт административной ответственности;

5. институт охраны собственности административно-правовыми средствами;

6. множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Методы

1. Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву), определяют многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.

2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они могут приобретать в собственность муниципального образования имущество. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.


Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа

  • сравнительно-правовой

  • системный

  • правового моделирования

  • статистический

  • конкретно-социологический

  • диалектический

1. Диспозитивный (Диспозитивный метод административного права напрямую не регулирует общественные отношения, а предоставляет субъектам возможность самим действовать, но в четко ограниченных рамках, которые устанавливаются нормами права)

2. Императивный, или авторитарный метод(носит характер властного принуждения)

Источники

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации;

федеральные законы

указы Президента

постановления Правительства

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

законы субъектов

нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов

3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:

уставы муниципальных образований;

решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);

нормативные акты органов местного самоуправления.


К источникам конституционного права можно отнести:

  • конституции;

  • договоры, соглашения, декларации;

  • законы;

  • подзаконные акты;

  • судебные решения.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;

  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;

  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;

  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;

  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.






Приведите аргументы доказывающие, что муниципальное право является: а) комплексной отраслью права, б) отраслью публичного права, в) сравнительно молодой отраслью права.

А) Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива точка зрения о том, что муниципальное право — это право местного самоуправления. - Чтобы уяснить понятие муниципального права, необходимо выявить предмет отрасли муниципального права, т.е. те общественные отношения, которые регулируются муниципально-правовыми нормами. Такие отношения можно подразделить на следующие группы:
1) отношения, связанные с участием местного самоуправления в осуществлении народовластия;
2) отношения, связанные с определением правовых, территориальных, экономических, финансовых основ местного самоуправления;
3) отношения, связанные с организацией местного самоуправления, организационно-правовой структурой местной власти;
4) отношения, возникающие в ходе осуществления гражданами Российской Федерации права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления либо через выборные и другие органы местного самоуправления;
5) отношения, возникающие при осуществлении предметов ведения и полномочий местного самоуправления — с одной стдроны, собственных полномочий по решению вопросов местного значения, а с другой — отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;
6) отношения, связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления, в том числе с судебной защитой местного самоуправления;
7) отношения, вытекающие из ответственности органов и должностных яиц местного самоуправления перед населением, государством, отдельными физическими и юридическими лицами.
Особенности предмета правового регулирований связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится к основным отраслям российского права, а вторично, производно от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.


Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне, различными - способами и приемами, которые в своей совокупности принято называть методами правового регулирования. В их числе — предписания, дозволения, запреты,
С учетом сказанного можно дать более развернутое определение муниципального права.
Российское муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию и формы осуществления местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Б) Отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера.
Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой. С другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.
Таким образом, муниципальное право РФ - это комплексная научная дисциплина и отрасль публично-частного характера.
В) Современное состояние правового регулирования местного самоуправления требует осмысления и даже в какой-то степени подведения промежуточных итогов развития муниципального законодательства в Российской Федерации. К настоящему моменту накоплен весьма обширный эмпирический материал, возник, без преувеличения, огромный массив новейших нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и функционирования местного самоуправления.

Совокупность правовых норм, регулирующих местное самоуправление в Российской Федерации, как известно, формирует комплексную отрасль муниципального права Российской Федерации. Однако целый ряд исследователей считают, что на данном этапе преждевременно говорить о наличии муниципального права как самостоятельной отрасли российского права. Более того, сама идея комплексной отрасли права (напомним, согласно распространенной точке зрения муниципальное право может существовать исключительно как комплексная отрасль права, поскольку предмет ее регулирования пересекается с предметами регулирования других отраслей права) не вполне состоятельна. С этой точки зрения муниципальное право следует рассматривать не как комплексную отрасль права, а как подотрасль конституционного права, регулирующую одну из форм народовластия, а именно муниципальную власть. В связи с этим предлагается отказаться от концепции, согласно которой, к примеру, нормы, регулирующие местный бюджетный процесс, или правила застройки муниципального образования, или институт муниципальной собственности, - это нормы муниципального права. Нет, это нормы соответственно финансового, административного или гражданского права. В противовес этому комплексу норм, регулирующих местное самоуправление, предлагается понятие муниципального права "в собственном содержании", которое складывается из нормативных актов, целиком регулирующих отношения, связанные с организацией муниципальной власти и нормативных актов, где нормы муниципального права составляют часть документа. В таком виде муниципальное право, конечно, пока еще не сформировалось, но в будущем это должно произойти.

3.

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) - это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.


В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты Федерации, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей - население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.

Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными.