Файл: Закона от 21. 07. 1994 1фкз (с изм и доп.) О конституционном Суде рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 862

Скачиваний: 60

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. На основе анализа положений законодательства России (см., например, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) «О Конституционном Суде РФ»; Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. и доп.) «О политических партиях» и др.) приведите примеры конституционных норм следующих разновидностей:

а) регулятивных и охранительных;

б) управомочивающих, обязывающих и запрещающих;

в) материальных и процессуальных норм конституционного права;

г) норм-принципов, норм-дефиниций и норм-задач.

Ответ:

Регулятивные нормы: Большая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Так, положение Конституции о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.)» - это регулятивная норма

Охранительные нормы: закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав, например, ст. 53 Конституции РФ: каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; также относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Управомочивающие нормы: устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина, например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Обязывающие нормы: устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия, например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Запрещающие нормы: устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их, например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом.

Материальные нормы: определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права, например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.


Процессуальные нормы: закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность, например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ.

Нормы-принципов: Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Следовательно, в данной статье закреплен принцип приверженности Российской Федерации идеям народного суверенитета.

В ч. 2 ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равноправия форм собственности: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет собой принцип разделения властей: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Нормы-дефиниций: Они направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д.

Ст. 94 Конституции РФ – определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

В ст. 110 Конституции РФ содержится определение Правительства РФ как исполнительного органа государственной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Определение местного самоуправления содержится в ст. 130 Конституции РФ:

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Нормы-задач: В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 34 Конституции РФ

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Задание 2. Приведите три примера, когда диспозиция находится в нормах конституционного права, а санкция — в нормах других отраслей российского права.



Ответ: Диспозиция: ч. 2 ст. 23 Конституции РФ:

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Санкция: УК РФ ст. 138:

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Диспозиция: ст. 25 Конституции РФ:

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Санкция: УК РФ ст. 139:

Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Диспозиция: ст. 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Санкция: ст. 26 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задание 3. Составьте карту сравнительного анализа:

Критерии сравнения

Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РФ 1993 г.

Основы государственного и общественного строя

Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Конституция исходила как бы из "разделения труда" между Законодательством союза и республиканским законодательством. Более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений.

Она закрепляла как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, и социалистической собственности на орудие труда и средства производства, установление государственного плана которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.

Закреплялась общественная собственность на средства производства. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Государственное устройство

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Основной закон Российской Советской Федеративной республики 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти — Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов — Советами депутатов трудящихся.

В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым.
Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

В Конституции 1993 г. заложена трехуровневая модель государственного устройства России: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Каждый уровень власти имеет законодательно закрепленную собственную компетенцию и каждый уровень власти защищен через механизмы, принуждающие исполнять его решения.

Система органов государственной власти

Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:
Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов
Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
Судебные полномочия - Народный суд

Высшим органом власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет. Съезд также формировал и правительство – Совет народных комиссаров (СНК).

Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного совета РСФСР, 17 его заместителей по числу автономных республик, Секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров РСФСР.

Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР – постоянно действующий орган Верховного совета РСФСР. Совет Министров РСФСР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР.

В Конституции РФ 1993 г. закреплялась следующая система органов государственной власти: 1) Президент Российской Федерации; 2) Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; 3) Правительство Российской Федерации; 4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации; 5) система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации; 6) Прокуратура Российской Федерации.

Правовой статус личности (права, свободы, обязанности,

гражданство)

1.Конституция представляла гражданам широкий круг демократических свобод.
2.Задачей Советской власти объявлялось представление рабочим и беднейшим крестьянам образования.
3.Провозглашалось равенство граждан.
4.Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинскую обязанность.

1.РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики.
2.Конституция РСФСР исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции РСФСР.

1.Граждане РСФСР имеют право:

-на труд

- отдых

-на материальное обеспечение и старости

-на образование.
2.Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях.
3.В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:

-свобода слова

-свобода печати

-свобода собраний и митингов

-свобода уличных шествий и демонстраций

1.Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР и советскими законами. Граждане РСФСР имеют право:

-на охрну здоровья

-на материальное обеспечение в старости

-на жилище

-на образование

1.Права, свободы, и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены 3 основных его аспекта:
равенство перед законом и судом,
равенство прав и свобод человека, и гражданина,
равноправие мужчины и женщины.
2. Права свободы и обязанности человека, гражданина основывается на их гарантированности.
3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека,и гражданина. Недопустимости ограничения прав, и свобод.
4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Это универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются , и обязанностями- одни в правовом плане, другие в моральном,в виде общественного долга.

Избирательное право и избирательная система

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты советской армии и флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Глава четырнадцатая
О производстве выборов
66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.
67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

А. Об активном и пассивном избирательном праве

68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;

б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.
69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи; (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок. (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)

Б. О производстве выборов

70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами.

71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии.

72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.
В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов

73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на съездах советов, - мандатными комиссиями.

74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум.

75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.



Статья 138.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 139.

Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
Статья 140.

Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.
Статья 143.

Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным.
Статья 145.

Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся до избирательный.

Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.
Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.
Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик.
Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

- с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

- с 21 года- депутатом Государственной Думы;

- с 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

- лица, признанные судом недееспособными;

- лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).



Задание 4. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.

Проанализируйте приведенные конституционные характеристики современного российского государства. Все ли из них объективны и реализованы на практике? Если нет, то почему?

Ответ: Российская Федерация является демократическим государством, потому что в нем присутствуют все признаки: народ — источник власти; свободные выборы; наличие независимых средств массовой информации (СМИ); идеологическое многообразие и плюрализм мнений; многопартийность; широкие и гарантированные права и свободы граждан; принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства; повышение значимости морали как средства социального регулирования.

Также Российская Федерация является федеративным государством, потому что Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов (например, общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и т. д.), призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав.

Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти и, отчасти, судебной. Мировые судьи назначаются (утверждаются) органами законодательной власти субъекта федерации. Также, субъекты федерации обладают широкими полномочиями по вопросам регулирования деятельности органов местного самоуправления (определение наименования органов представительной власти муниципального образования, вопросы выборов в муниципалитетах, делегирование муниципальным образованиям отдельных полномочий и т. п.) Субъекты федерации имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации — верхней палате Федерального Собрания Российской Федерации от органов законодательной и исполнительной власти соответственно.

Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Россия де-юре является социальным государством, что официально зафиксировано в ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако де-факто правильнее было бы назвать Россию страной, вставшей на путь строительства социального государства.


Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской Федерации.
Задание 5. Современные права и свободы человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским.

Первое рассматривает права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, из неизменной природы самого человека, либо из божественной воли (т.е. прав и свободы есть у человека в силу естественных причин или воли Бога но не по прихоти государства).

Второе (позитивистское) подходит к правам и свободам как к категории, установленной государством (т.е. права у граждан есть по стольку, постольку они даны им государством)

На каком из названных подходов, по Вашему мнению, основывается наличие прав и свобод личности в Российской Федерации? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: Права и свободы личности в Российской Федерации строятся скорее на позитивистском подходе. Позитивистский подход рассматривает права и свободы как категории, которые устанавливаются государством. В условиях Российской Федерации права и свободы личности определены и закреплены в Конституции Российской Федерации и иных актах законодательства. Государство признает и гарантирует эти права гражданам. Хотя Конституция Российской Федерации содержит некоторые элементы естественно-правового подхода, такие как утверждение о неотчуждаемости прав и свобод человека, многие права и свободы, в том числе их конкретное содержание и ограничения, определяются законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми состояние.

Таким образом, существование прав и свобод личности в Российской Федерации основывается больше на позитивистском подходе, где государство является источником и гарантом прав и свобод, чем на естественно-правовом подходе, утверждающем, что права и свободы существуют независимо от действия государства и неотъемлемы для лица.
Задание 6.

Студентка 1 курса Ирина Смирнова, желая реализовать свое конституционное право на объединение, предложила создать политическую партию «Молодые женщины России», в устав которой включить следующие положения: