Файл: Кафедра доклад по дисциплине Тема Синектика Студент(ка) Козлова Ангелина Юрьевна Л112211 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


Кафедра:
ДОКЛАД
По дисциплине:

Тема: « Синектика »
Студент(ка): Козлова Ангелина Юрьевна № Л11-22-11 группы

Ф.И.О.
Подпись студента(ки) _____________________ «11» 12.2022г.
Реферат зачтён __________________ «20» 12.2022 г.

Подпись

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2023





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1.1 Когда и как появился метод 3

1.2 Как работает метод синектики 4

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

Заключение 6

Список использованной работы 7


ВВЕДЕНИЕ

Синектика - самый мощный из методов психологической активизации творчества, созданных за рубежом. Это дальнейшее развитие и усовершенствование мозгового штурма.

Но если обычный метод мозгового штурма выполняется людьми, не обученными специальным творческим техникам, то синектика предполагает метод поиска идеи путем атаки на проблему, возникшую специализированными группами специалистов, с использованием различных аналогий и ассоциаций.

Синектика — это метод поиска идеи путем решения проблемы, возникшей специализированными группами специалистов, с использованием различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «сочетание разнородных элементов».

Метод «Синектики» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма.

В настоящее время значимость метода синектики при решении возможных задач маркетологами, предпринимателями и т.д. возрастает, что делает синектику очень актуальной и полезной темой для рассмотрения.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован, творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в латентном (скрытом) состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Целью данной работы является рассмотреть метод синектики, а также основные аспекты касаемо данного вопроса.




ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Когда и как появился метод

Метод синектики появился в середине прошлого века. Тогда изобретатель и исследователь мысли Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс сделали открытие. Очищенный, тот же Скупин и индивидуальное творчество похожи. Это послужило толчком к созданию исследовательской группы (Кембридж) в 1952 году. Она занималась изучением и совершенствованием интересного метода под названием Синектика. Это слово отражает его суть. В переводе с греческого это означает объединение нескольких разнородных элементов.

Сегодня синектика – метод мозгового штурма. Он предполагает обсуждение проблемы, использование метафор и аналогий. По мнению Уильяма Гордона, последние помогают избавиться от ограниченности мышления. Главное – понять, как знания из одной области применяются в другой.

Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg — производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной.

Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами. Он предложил смачивать картофельную муку, используемую для их изготовления. Результат налицо.

В начале 60-х годов Уильям Гордон издал книгу «Синектика: развитие творческого воображения». А чуть позже основал компанию Synectics Inc, специализирующуюся на обучении креативному мышлению.


1.2 Как работает метод синектики

Как уже упоминалось выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогов. Они бывают 4-х типов:

- Прямые. Это схожие свойства объектов, используемых для решения одних и тех же задач. Это включает в себя сходство природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задача улучшить процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с раскраской других объектов. Возьмем, к примеру, бумагу. Или подумайте о раскрашивании цветов и животных.

- Символические. В обычных вещах вам нужно видеть метафоры и парадоксы. Синектика здесь предлагает взглянуть на знакомое под необычным углом. Этот тип аналогии часто используется в искусстве. Это часто проявляется в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые фразы «Живые мертвецы» или «без вины виноватые».



- Личные. Попытайтесь отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте его черты и характеристики. Это поможет изменить ваш взгляд на вещи. Поначалу такие аналоги кажутся нелепыми и даже бессмысленными. Но это возможность увидеть новые аспекты, страницы предмета. Такая аналогия требует богатого воображения и развитого воображения.

- Фантастические. В случае с этой аналогией вы можете проявить всю фантазию. Представьте себе объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от законов физики. Станьте писателем-фантастом. Возможно, в это время вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель работы: изучить сущность понятий «Синектика».

Материальное оснащение: задание для выполнения практической работы.

Краткая теория:

Синектика — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Один из эвристических методов.

Практическая часть:

Блок-схема синектического процесса


1. Постановка задачи

6.Поиск возможностей перевода найденных аналогий задачи.

5. Использование аналогий:

4. Работа по поиску аналогий.

2.Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3.Выявление вопроса, вызывающего аналогии.





Прямая аналогия;

Символическая аналогия;

Личностная аналогия;

Фантастическая аналогия.


Пример:

Ярким примером синектики является ситуация, когда в Америке создавался Двигатель многоразового космического челнока. На уровне проектирования все время возникали всяческие неполадки. Но, на одном из заседаний группы синектики один из инженеров попытался описать ситуацию с помощью необычной аналогии. Он вообразил себя форсункой в двигателе и поставил вопрос: что с ним не так? Пример был странный, но личные
переживания членов команды помогли найти решение, так как они сильно изменяли презентацию проблемной ситуации.

Другой яркий пример, где была применена синектика - это изобретение застежки для космического скафандра. Задача стояла в том, чтобы придумать, как соединить две кромки ткани быстро и герметично, чтобы защитить тело человека в космосе. После долгих рассуждений группа синектики, в которую входили бывшие космонавты, военные, инженеры и люди других профессий, нашла решение.
Заключение

После всего вышесказанного можно сделать вывод, что синектика — это самый мощный метод активизации изобретательской деятельности в рамках принципа сортировки вариантов, а наиболее эффективным механизмом является фантастическая аналогия, а также сравнение с биологией. В конце концов, это был фантастический метод, который Максвелл и Лаплас использовали в своих исследованиях.

Мозговой штурм служит средством для генерации значительного количества идей. Слабость метода заключается в том, что в нем отсутствуют необходимые инструменты для работы с изображениями. Но именно картинки служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, главной сильной стороной которой являются механизмы работы с изображениями, их генерации и изменения.

Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные, чтобы они срабатывали, как только в них возникает необходимость. Наиболее эффективная работа синектики заключается в поиске идей для новых продуктов, в создании эффективной и необычной рекламы.









Список использованной работы

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - Дэка. М, 2010.

2. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. М, 2003.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - ГУ ВШЭ. М, 2009.

5. Рогожин С. В., Рогожин Т.В. Исследование систем управления. Учебник. - Экзамен. М, 2011.