Файл: Правила, регулирующие поведение человека, его отно шение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§3. Как мораль влияет на жизнь человека и общества.

В отличие от других видов социальных норм, мораль регулирует все стороны жизни человека.

И НРАВСТВЕННОСТЬ

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Мораль — это особые правила регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

правила, регулирующие поведение человека, его отно-

шение к другим людям, к окружающей среде и к

самому себе с позиций добра и зла, справедливости

и несправедливости.

Мораль обеспечивает баланс между личными

интересами человека и интересами общества. Она

признаёт высшей ценностью жизнь человека, его

достоинство, свободу. Требования морали распростра-

няются на всех людей

Мораль обеспечивает баланс между личными

интересами человека и интересами общества. Она

признаёт высшей ценностью жизнь человека, его

достоинство, свободу. Требования морали распростра-

няются на всех людей.

Мораль обеспечивает баланс между личными

интересами человека и интересами общества. Она

признаёт высшей ценностью жизнь человека, его

достоинство, свободу. Требования морали распростра-

няются на всех людей.

Мораль обеспечивает баланс между личными интересами общества. Она признает высшей ценностью жизнь человека, его достоинство, свободу. Требования морали распространяются на всех людей.

Часто слова "мораль" и "нравственность" рассматривают как синонимы. Но некоторые ученые проводят различия между ними. Слово "мораль" они обозначают высокие, "вечные" идеалы и нормы, слово "нравственность" используют применительно к поведению людей определенной эпохи и обыденной жизни.

ДОБРО И ЗЛО

Основу морали составляют представления о добре и зле. Добро всегда связано с бескорыстным и искренним стремлением к осуществлению блага, созиданию. Доброта - качество человека, который находит удовольствие в счастье и благополучии ближних и стремиться делать добро. Добрый человек испытывает сострадание при виде чужой беды, готов оказать помощь, он
честен и справедлив, бескорыстен, умеет прощать другим людям их слабости, ошибки. Добро представляет собой единство побуждения и поступка. Добрым должны быть и цели, и средства их достижения.

Зло противоположно добру и связано с намеренным причинением вреда, ущерба, страданий. Оно воплощает все отрицательные качества и поступки людей.

К важнейшим категориям морали можно отнести долг (обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества), честь (осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества) и достоинство (самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, выполненного долга).


Французский писатель, автор сказки

«Маленький принц» и профессиональ-

ный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери

(1900–1944) в начале Второй миро-

вой войны (1939–1945) одним из пер-

вых явился в мобилизационный пункт.

В ноябре 1939 г. он написал: «Я обязан

участвовать в этой войне. Всё, что я лю-

блю, — под угрозой... Я хочу драться,

меня вынуждают к этому любовь и моя

внутренняя религия. Я не могу оставаться

в стороне». 31 июля 1944 г. он пропал без

вести, не вернувшись из разведыватель-

ного полёта.
Любая моральная норма содержит в
Любая моральная норма содержит в себе призыв совершать добро и воздерживаться от зла. Её выполнение предполагает способность человека самостоятельно различать добро и зло, оценивать возможные последствия своих действий. Исполнение моральной нормы предъявляет определенные требования к характеру человека. Он должен быть последовательным, достаточно упорным, самостоятельным, способным отстаивать свое мнение, в некоторых случаях наперекор мнению большинства.


себе призыв совершать добро и воз-

держиваться от зла. Её выполнение

предполагает способность человека самостоятельно

различать добро и зло, оценивать возможные

последствия своих действий. Исполнение мораль-

ной нормы предъявляет определённые требования

к характеру человека. Он должен быть последова-

тельным, достаточно упорным, самостоятельным,

способным отстаивать своё мнение, в некоторых

случаях наперекор мнению большинства.



1

1

1

1
ния о добре и зле. Добро всегда связано с беско-

рыстным и искренним стремлением к осуществлению

блага, созиданию. Доброта — качество человека,

который находит удовольствие в счастье и благопо-

лучии ближних и стремится делать добро. Добрый

человек испытывает сострадание при виде чужой

беды, готов оказать помощь, он честен и справедлив,

бескорыстен, умеет прощать другим людям их слабо-

сти и ошибки. Добро представляет собой единство

побуждения и поступка. Добрыми должны быть и

цели, и средства их достижения

ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек может выполнять нравственные требования под влиянием окружающих или из чувства долга. В обоих случаях он действует по принуждению. А когда человек испытывает внутреннюю потребность поступать нравственно, он становится свободным, он самостоятельно руководит своими действиями.

Нравственная свобода связана с превращением моральных требований в личные убеждения человека. Она проявляется в умении давать нравственную оценку поступков, предвидеть последствия своих поступков, делать нравственный выбор, контролировать свое поведение.

Нравственная свобода человека неразрывно связана с ответственностью за совершенные поступки. В одном случае "контролером" является совесть человека, его жизненные принципы, в другом - окружающие люди.

Еще китайский мудрец Конфуций (ок.551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.) сформулировал жизненный принцип, названный позже "золотым правилом морали": "Не делай другому того, чего себе не желаешь". Утверждение этого принципа, моральных ценностей и идеалов в общественном сознании и сознании отдельных людей, делает отношения в семье, обществе более гуманным, человечным.

Моральные правила и ценности усваиваются человеком в процессе воспитания и регулируют все стороны его деятельности. Соблюдение норм морали способствует более гармоничному общению и взаимодействию человека с окружающими людьми.

ВОП РО СЫ И ЗА ДА НИЯ:

  1. Что отличает мораль от других социальных норм?

  2. Какие требования мораль предъявляет к характеру человека?

  3. Как мораль влияет на жизнь общества?

  4. Какой принцип называют «золотым правилом морали»? Объясните

  5. почему.


Проанализируйте нравственные качества людей.

  1. Объясните своё понимание характеристики «честный человек».

  2. Можно ли назвать вас честным человеком? Почему?

  3. Приведите пример нечестного поступка человека.

  4. Опишите ситуацию, в которой проявляется порядочность человека.

  5. Расскажите о людях, которым, по вашему мнению, присуще чувство собственного достоинства.

  6. Объясните, как вы отличаете людей, которым присуще чувство собственного достоинства, от самовлюблённых зазнаек.

  7. Расспросите своих близких о том, как, по их опыту, моральные качества человека проявляются в отношении к детям и старикам, животным.