Файл: Правила, регулирующие поведение человека, его отно шение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§3. Как мораль влияет на жизнь человека и общества.
В отличие от других видов социальных норм, мораль регулирует все стороны жизни человека.
И НРАВСТВЕННОСТЬ
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Мораль — это особые правила регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
правила, регулирующие поведение человека, его отно-
шение к другим людям, к окружающей среде и к
самому себе с позиций добра и зла, справедливости
и несправедливости.
Мораль обеспечивает баланс между личными
интересами человека и интересами общества. Она
признаёт высшей ценностью жизнь человека, его
достоинство, свободу. Требования морали распростра-
няются на всех людей
Мораль обеспечивает баланс между личными
интересами человека и интересами общества. Она
признаёт высшей ценностью жизнь человека, его
достоинство, свободу. Требования морали распростра-
няются на всех людей.
Мораль обеспечивает баланс между личными
интересами человека и интересами общества. Она
признаёт высшей ценностью жизнь человека, его
достоинство, свободу. Требования морали распростра-
няются на всех людей.
Мораль обеспечивает баланс между личными интересами общества. Она признает высшей ценностью жизнь человека, его достоинство, свободу. Требования морали распространяются на всех людей.
Часто слова "мораль" и "нравственность" рассматривают как синонимы. Но некоторые ученые проводят различия между ними. Слово "мораль" они обозначают высокие, "вечные" идеалы и нормы, слово "нравственность" используют применительно к поведению людей определенной эпохи и обыденной жизни.
ДОБРО И ЗЛО
Основу морали составляют представления о добре и зле. Добро всегда связано с бескорыстным и искренним стремлением к осуществлению блага, созиданию. Доброта - качество человека, который находит удовольствие в счастье и благополучии ближних и стремиться делать добро. Добрый человек испытывает сострадание при виде чужой беды, готов оказать помощь, он
честен и справедлив, бескорыстен, умеет прощать другим людям их слабости, ошибки. Добро представляет собой единство побуждения и поступка. Добрым должны быть и цели, и средства их достижения.
Зло противоположно добру и связано с намеренным причинением вреда, ущерба, страданий. Оно воплощает все отрицательные качества и поступки людей.
К важнейшим категориям морали можно отнести долг (обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества), честь (осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества) и достоинство (самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, выполненного долга).
Французский писатель, автор сказки
«Маленький принц» и профессиональ-
ный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери
(1900–1944) в начале Второй миро-
вой войны (1939–1945) одним из пер-
вых явился в мобилизационный пункт.
В ноябре 1939 г. он написал: «Я обязан
участвовать в этой войне. Всё, что я лю-
блю, — под угрозой... Я хочу драться,
меня вынуждают к этому любовь и моя
внутренняя религия. Я не могу оставаться
в стороне». 31 июля 1944 г. он пропал без
вести, не вернувшись из разведыватель-
ного полёта.
Любая моральная норма содержит в
Любая моральная норма содержит в себе призыв совершать добро и воздерживаться от зла. Её выполнение предполагает способность человека самостоятельно различать добро и зло, оценивать возможные последствия своих действий. Исполнение моральной нормы предъявляет определенные требования к характеру человека. Он должен быть последовательным, достаточно упорным, самостоятельным, способным отстаивать свое мнение, в некоторых случаях наперекор мнению большинства.
себе призыв совершать добро и воз-
держиваться от зла. Её выполнение
предполагает способность человека самостоятельно
различать добро и зло, оценивать возможные
последствия своих действий. Исполнение мораль-
ной нормы предъявляет определённые требования
к характеру человека. Он должен быть последова-
тельным, достаточно упорным, самостоятельным,
способным отстаивать своё мнение, в некоторых
случаях наперекор мнению большинства.
1
1
1
1
ния о добре и зле. Добро всегда связано с беско-
рыстным и искренним стремлением к осуществлению
блага, созиданию. Доброта — качество человека,
который находит удовольствие в счастье и благопо-
лучии ближних и стремится делать добро. Добрый
человек испытывает сострадание при виде чужой
беды, готов оказать помощь, он честен и справедлив,
бескорыстен, умеет прощать другим людям их слабо-
сти и ошибки. Добро представляет собой единство
побуждения и поступка. Добрыми должны быть и
цели, и средства их достижения
ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Человек может выполнять нравственные требования под влиянием окружающих или из чувства долга. В обоих случаях он действует по принуждению. А когда человек испытывает внутреннюю потребность поступать нравственно, он становится свободным, он самостоятельно руководит своими действиями.
Нравственная свобода связана с превращением моральных требований в личные убеждения человека. Она проявляется в умении давать нравственную оценку поступков, предвидеть последствия своих поступков, делать нравственный выбор, контролировать свое поведение.
Нравственная свобода человека неразрывно связана с ответственностью за совершенные поступки. В одном случае "контролером" является совесть человека, его жизненные принципы, в другом - окружающие люди.
Еще китайский мудрец Конфуций (ок.551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.) сформулировал жизненный принцип, названный позже "золотым правилом морали": "Не делай другому того, чего себе не желаешь". Утверждение этого принципа, моральных ценностей и идеалов в общественном сознании и сознании отдельных людей, делает отношения в семье, обществе более гуманным, человечным.
Моральные правила и ценности усваиваются человеком в процессе воспитания и регулируют все стороны его деятельности. Соблюдение норм морали способствует более гармоничному общению и взаимодействию человека с окружающими людьми.
ВОП РО СЫ И ЗА ДА НИЯ:
-
Что отличает мораль от других социальных норм? -
Какие требования мораль предъявляет к характеру человека? -
Как мораль влияет на жизнь общества? -
Какой принцип называют «золотым правилом морали»? Объясните -
почему.
Проанализируйте нравственные качества людей.
-
Объясните своё понимание характеристики «честный человек». -
Можно ли назвать вас честным человеком? Почему? -
Приведите пример нечестного поступка человека. -
Опишите ситуацию, в которой проявляется порядочность человека. -
Расскажите о людях, которым, по вашему мнению, присуще чувство собственного достоинства. -
Объясните, как вы отличаете людей, которым присуще чувство собственного достоинства, от самовлюблённых зазнаек. -
Расспросите своих близких о том, как, по их опыту, моральные качества человека проявляются в отношении к детям и старикам, животным.