Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5. Содержание учебного предмета

6. Тематическое планирование

7. Календарно-тематическое планирование

8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, графических навыков.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (2 вариант) на 2019-2020 учебный год

Цель программы: развите зрительных восприятий, художественных навыков, освоение элементарных средств для осуществления творческой деятельности.

Задачи: продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

  • закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

  • продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

  • учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

  • закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

  • продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

  • учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

  • продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

  • продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

  • учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

  • закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;

  • учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;

  • продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

  • продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

  • учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

  • продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

  • учить выполнению равной аппликации;

  • закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

  • продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

  • закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

  • продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

  • закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

  • формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ




2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Включение учебного предмета в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.



3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

. Общий объём учебного времени составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

8

8

10

8

34


4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

- умение организовывать рабочее место с предстоящим видом деятельности

- умение обратиться за помощью

- умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

- умение устанавливать простейшие взаимосвязи и зависимости

- умение инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослым

- умение бережно относитьсябережно к школьному имуществу

- умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом

Предметные результаты:

  • умение составлять и рисовать различные узоры по образцу, с помощью шаблонов.

  • умение срисовывать с натуры различные предметы по образцу, с использованием шаблонов.

  • умение рисовать на заданную тему с помощью взрослого.

  • Умение пользоваться мягким материалом (пластилин, глина, и др.)


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Декоративное рисование (составление узоров в геометрических фигурах, растительных узоров, узора в полосе, составление и рисование узора на ткани, декоративное оформление открыток)

Рисование с натуры (предметы, включающие в себя геометрические формы – почтовый ящик, шкаф, телевизор, ваза; рисование дорожных знаков; учебных предметов несложной формы; грибов; весенних цветов.

Лепка из пластилина, глины.

Работа с бумагой, аппликации.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур

8

Рисование цифр и букв

3

Дорисовывание предметов

6

Рабта с бумагой

4

Апликации из готовых геометрических фигур

3

Лепка из пластилина и природного материала

4

Лепка предметов разной формы

4

Итого

34



6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Дата



Кол – во ч.

Тема

Виды деятельности обучающихся, учителя







I четверть

Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур

1.




1

Вводный урок

Вспомнить правила работы с красками, карандашами, фломастерами, кистью. Выполнение рисунков по замыслу учащихся или по подсказке учителя.

2.




1

«Клубочки»

Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом с предварительным выполнением движений в воздухе для создания ритмического рисунка.

3.




1

Круг

Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием. Дорисовывание предметов по замыслу учащихся или подсказке учителя (мяч, солнце, шарик). Выставка готовых работ учащихся.

4.




1

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием цветными карандашами, фломастерами, красками или штриховкой (вертикальные, горизонтальные, прямые линии).



5.




1

6.




1

7.




1

8.




1

«Будка для собаки»


Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы).


2 четверть (8 часов)

9.




1

«Машина»

Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы).


10.




1

«Елочки в лесу»

11.




1

«Скворечник»

«Снеговик»

«Будка для собаки

12.




1

13.




1

Рисование цифр и букв

14.




1

«А» «У»
«О» «М»
«1» «2»


Рисование по трафарету знакомых цифр и букв с последующим раскрашиванием красками, фломастерами, карандашами, не выходя за границы, в одном направлении. Дорисовывание по замыслу детей или по подсказке учителя. Тема: «Веселые цифры и буквы». Выставка готовых работ учащихся

15.




1

16.




1

3 четверть (10 часов)

Дорисовывание предметов

17

18

19




1

1

1

«Яблоко»

«Помидор»

«Огурец»

Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам.







Работа с бумагой, аппликация

20




1

Вводный урок

Вырезание геометрических фигур по шаблону. Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал
«Пакетик», «Конверт»

«Бумажный фонарик». Вырезание по длинной линии

Познакомить с правилами работы с бумагой (сгибание, разгибание и т.д.), верхний и нижний угол листа, виды бумаги (цветная, гофрированная, картон и т.д.). Правила работы с ножницами, техника безопасности. Правила работы с клеем. Показ учителя работы с ножницами. Отрабатывание точных навыков вырезания, не выходя за края обводки, резать точно по контуру фигуры.

Складывание из бумаги. Соблюдение точности в работе.

21

22

23




1


1

1

Аппликация из готовых геометрических фигур

24




1

1

1


«Разноцветные шарики»

«Мячики прыгают»
«Башенки»

«Праздничные шарики»

«Дерево» «Грибы

Повторение правил работы с ножницами, клеем. Предлагается индивидуальная или коллективная работа. Вырезание кругов и треугольников с последующим созданием композиции. При затруднении помощь учителя.

25


26

4 четверть (8 часов)

Работа с пластилином, природным материалом

27




1

Вводный урок

Приемы работы с пластилином (разрывание, разминание, скатывание и т.д.). Оборудование для работы с пластилином: доска, стек. Правила личной гигиены при работе с пластилином.

28




1

Буква «А» «О»

Лепка букв из пластилина с помощью изученных приемов работы с пластилином.

29




1

Лепка предметов разной формы

30




1

«Конфеты»

Лепка шариков, палочек, батончиков и завертывание в разноцветную бумагу (имитация конфет).

31




1

«Помидор»

«Яблоко»

«Апельсин»

«Бублик»

Лепка предметов округлой формы, создавая объем с помощью вдавлений. Выставка готовых работ учащихся. Демонстрация муляжей «Овощи - фрукты».

32




1

33

34




1

1


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва, 2007 г.

  2. «Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта». Санкт- Петербург, Образование, 1996г.

  3. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Москва. 1983 г. А.Р.Маллер.

  4. Программа «Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием» сборник, составители – Богданова И.Ю., Шкарупа О.П., Безрякова О.Н. Ростов-на–Дону 2011 г.

  5. Пособие по технологии для 1 класса под редакцией В.Д. Симоненко. Москва «Вентана-Граф», 2009 г.

  6. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

7. Телевизор настенный «PHILIPS»;

  1. Цифровой спутниковый ресивер «DRE 5000»

  2. Электронные демонстрационные пособия.