Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Тематическое планирование
7. Календарно-тематическое планирование
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, графических навыков.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -
Адаптированная основная общеобразовательная программа (2 вариант) на 2019-2020 учебный год
Цель программы: развите зрительных восприятий, художественных навыков, освоение элементарных средств для осуществления творческой деятельности.
Задачи: продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
-
закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.; -
продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий; -
продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; -
учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно; -
закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный; -
продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина; -
учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа); -
продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий); -
продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа; -
учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами; -
закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками; -
учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти; -
продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; -
продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания; -
учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями; -
продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм); -
учить выполнению равной аппликации; -
закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек; -
продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании; -
закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки); -
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы; -
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); -
формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Включение учебного предмета в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с умеренной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с умеренной умственной отсталостью в овладении предметным изображением.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
. Общий объём учебного времени составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- умение организовывать рабочее место с предстоящим видом деятельности
- умение обратиться за помощью
- умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
- умение устанавливать простейшие взаимосвязи и зависимости
- умение инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослым
- умение бережно относитьсябережно к школьному имуществу
- умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом
Предметные результаты:
-
умение составлять и рисовать различные узоры по образцу, с помощью шаблонов. -
умение срисовывать с натуры различные предметы по образцу, с использованием шаблонов. -
умение рисовать на заданную тему с помощью взрослого. -
Умение пользоваться мягким материалом (пластилин, глина, и др.)
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Декоративное рисование (составление узоров в геометрических фигурах, растительных узоров, узора в полосе, составление и рисование узора на ткани, декоративное оформление открыток)
Рисование с натуры (предметы, включающие в себя геометрические формы – почтовый ящик, шкаф, телевизор, ваза; рисование дорожных знаков; учебных предметов несложной формы; грибов; весенних цветов.
Лепка из пластилина, глины.
Работа с бумагой, аппликации.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур | 8 |
Рисование цифр и букв | 3 |
Дорисовывание предметов | 6 |
Рабта с бумагой | 4 |
Апликации из готовых геометрических фигур | 3 |
Лепка из пластилина и природного материала | 4 |
Лепка предметов разной формы | 4 |
Итого | 34 |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Кол – во ч. | Тема | Виды деятельности обучающихся, учителя |
| | I четверть | ||
Рисование геометрических фигур и изображений предметов из геометрических фигур | ||||
1. | | 1 | Вводный урок | Вспомнить правила работы с красками, карандашами, фломастерами, кистью. Выполнение рисунков по замыслу учащихся или по подсказке учителя. |
2. | | 1 | «Клубочки» | Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом с предварительным выполнением движений в воздухе для создания ритмического рисунка. |
3. | | 1 | Круг | Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием. Дорисовывание предметов по замыслу учащихся или подсказке учителя (мяч, солнце, шарик). Выставка готовых работ учащихся. |
4. | | 1 | Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал | Рисование по трафарету или опорным точкам с последующим раскрашиванием цветными карандашами, фломастерами, красками или штриховкой (вертикальные, горизонтальные, прямые линии). |
5. | | 1 | ||
6. | | 1 | ||
7. | | 1 | ||
8. | | 1 | «Будка для собаки» | Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы). |
2 четверть (8 часов) | ||||
9. | | 1 | «Машина» | Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), нарисованных по трафарету самостоятельно или с помощью учителя с последующим раскрашиванием красками (четко и аккуратно, не выходя за границы). |
10. | | 1 | «Елочки в лесу» | |
11. | | 1 | «Скворечник» «Снеговик» «Будка для собаки | |
12. | | 1 | ||
13. | | 1 | ||
Рисование цифр и букв | ||||
14. | | 1 | «А» «У» «О» «М» «1» «2» | Рисование по трафарету знакомых цифр и букв с последующим раскрашиванием красками, фломастерами, карандашами, не выходя за границы, в одном направлении. Дорисовывание по замыслу детей или по подсказке учителя. Тема: «Веселые цифры и буквы». Выставка готовых работ учащихся |
15. | | 1 | ||
16. | | 1 | ||
3 четверть (10 часов) Дорисовывание предметов | ||||
17 18 19 | | 1 1 1 | «Яблоко» «Помидор» «Огурец» | Рисование по трафарету знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половинки самостоятельно или по опорным точкам. |
| ||||
| ||||
Работа с бумагой, аппликация | ||||
20 | | 1 | Вводный урок Вырезание геометрических фигур по шаблону. Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал «Пакетик», «Конверт» «Бумажный фонарик». Вырезание по длинной линии | Познакомить с правилами работы с бумагой (сгибание, разгибание и т.д.), верхний и нижний угол листа, виды бумаги (цветная, гофрированная, картон и т.д.). Правила работы с ножницами, техника безопасности. Правила работы с клеем. Показ учителя работы с ножницами. Отрабатывание точных навыков вырезания, не выходя за края обводки, резать точно по контуру фигуры. Складывание из бумаги. Соблюдение точности в работе. |
21 22 23 | | 1 | ||
1 | ||||
1 | ||||
Аппликация из готовых геометрических фигур | ||||
24 | | 1 1 1 | «Разноцветные шарики» «Мячики прыгают» «Башенки» «Праздничные шарики» «Дерево» «Грибы | Повторение правил работы с ножницами, клеем. Предлагается индивидуальная или коллективная работа. Вырезание кругов и треугольников с последующим созданием композиции. При затруднении помощь учителя. |
25 | ||||
26 | ||||
4 четверть (8 часов) | ||||
Работа с пластилином, природным материалом | ||||
27 | | 1 | Вводный урок | Приемы работы с пластилином (разрывание, разминание, скатывание и т.д.). Оборудование для работы с пластилином: доска, стек. Правила личной гигиены при работе с пластилином. |
28 | | 1 | Буква «А» «О» | Лепка букв из пластилина с помощью изученных приемов работы с пластилином. |
29 | | 1 | ||
Лепка предметов разной формы | ||||
30 | | 1 | «Конфеты» | Лепка шариков, палочек, батончиков и завертывание в разноцветную бумагу (имитация конфет). |
31 | | 1 | «Помидор» «Яблоко» «Апельсин» «Бублик» | Лепка предметов округлой формы, создавая объем с помощью вдавлений. Выставка готовых работ учащихся. Демонстрация муляжей «Овощи - фрукты». |
32 | | 1 | ||
33 34 | | 1 1 |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М. Бгажноковой. Москва, 2007 г. -
«Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта». Санкт- Петербург, Образование, 1996г. -
«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей». Москва. 1983 г. А.Р.Маллер. -
Программа «Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием» сборник, составители – Богданова И.Ю., Шкарупа О.П., Безрякова О.Н. Ростов-на–Дону 2011 г. -
Пособие по технологии для 1 класса под редакцией В.Д. Симоненко. Москва «Вентана-Граф», 2009 г. -
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
7. Телевизор настенный «PHILIPS»;
-
Цифровой спутниковый ресивер «DRE 5000» -
Электронные демонстрационные пособия.