Файл: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГАВЛЕНИЕ:
-
Пояснительная записка. -
Общая характеристика учебного предмета. -
Описание места учебного предмета в учебном плане. -
Планируемые результаты освоения учебного предмета. -
Содержание учебного предмета. -
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета. -
Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основt федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
-
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; -
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
-
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
3 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
4 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа,
5 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
-
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; -
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
-
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
-
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. -
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. -
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
4 класс | -название и расположение комнат в квартире; -правила личной безопасности на кухне и дома; -назначение и правила техники безопасности при обращении с электрическим чайником и миксером; -правила ухода за личными вещами; -виды зимней одежды и обуви; -последовательность приготовления отварных яиц и простых бутербродов; -виды каш и компотов, их значение для здорового питания; -виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров; -правила уборки класса и школьной территории; -технику безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря. | -различать и называть предметы для сервировки стола; -выполнять гигиенический уход за своим телом; -производить сухую и влажную уборку помещений; -стирать и утюжить носовой платок; -ухаживать за одеждой и обувью; -убирать бытовой мусор, подметать территорию; -пользоваться лопатой, веником. |
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
-
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком; -
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -
пользоваться учебной мебелью; -
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); -
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; -
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
-
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -
устанавливать видо-родовые отношения предметов; -
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -
читать; писать; выполнять арифметические действия; -
наблюдать; -
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
-
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); -
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -
обращаться за помощью и принимать помощь; -
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета |
Обращение с кухонным инвентарем | 7 | Правила уборки и безопасности на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы и правила мытья кухонных приборов. Столовые приборы и правила сервировки стола. Бытовые приборы. Электрический чайник, миксер. Техника безопасности при работе с чайником и миксером. |
Покупки | 2 | Виды рынков. Продуктовый и строительный рынки. Отделы рынков, ассортимент товаров. Правила выбора покупок на рынке. Оплата покупок. |
Уход за вещами | 7 | Гигиенический режим, значение ухода за телом. Виды белья и правила ухода за бельем. Названия и назначение моющих средств. Стиральная машина. Условные обозначения. Правила стирки и утюжки белья. Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. Виды и назначение зимней одежды и обуви. Правила ухода за зимней одеждой и обувью. |
Приготовление пищи | 1 | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. Правила приготовления и ТБ. Выбор продуктов, необходимых для приготовления простых бутербродов. Правила приготовления и ТБ. Виды каш и компотов. Правила хранения компотов и их польза для здоровья человека. Правила уборки посуды и кухни после обеда. Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи». Дидактическая игра «Что лишнее». Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание». |
Итого: | 17 ч | |