Файл: 1. Взаимосвязь менеджмента с другими.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

1. Взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами………………………3

1.1 Обоснование и оценка эффективности управленческих решений……..…3

2.2 Роль менеджмента в науках………………………………………………….4

Заключение

Список используемых источников

1. Теория менеджмента является многодисциплинарной наукой, которая основывается на научных знаниях различных специальных дисциплин (рис.1)


 

Рисунок 1. Взаимосвязь менеджмента с другими дисциплинами
Теоретическую базу менеджмента составляют экономические дисциплины, которые занимаются изучением экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Формы и методы управления производством, средства достижения целей организации складываются под влиянием экономики и должны учитывать действия экономических законов (законы спроса и предложения, убывающей предельной полезности, стоимости, теория издержек, поведения потребителей, анализ точки безубыточности). Менеджмент использует эти законы в качестве основных регуляторов производственных отношений (зарплата, цены, кредит, налоги и т. д.). При управлении экономическими отношениями менеджмент самостоятельно учитывает наряду с объективной стороной экономических законов, их субъективную сторону, т. е. действие человеческого фактора на экономические процессы. Например, в своей деятельности организации используют два основных подхода в ценообразовании: рыночный и затратный. При рыночном методе цена формируется под влиянием спроса и предложения (верхний порог цены). По затратному методу цена рассчитывается в соответствии с законом стоимости как сумма совокупных издержек производителя товаров с учетом его нормативной прибыли на развитие предприятия (нижний порог цены, обеспечивающий рентабельную работу). Разница между максимальной (цена спроса) и минимальной ценой (цена предложения) используется менеджерами в управлении при выборе стратегии ценообразования. Стратегия высоких цен ориентирована на получение максимальной краткосрочной прибыли, а стратегия низких цен – получение максимальной долгосрочной прибыльности и стабильности развития организации.

1.1 Основные экономические законы и соответствующие экономические дисциплины используются в менеджменте при обосновании и оценке эффективности управленческих решений. Например, модель расчета точки безубыточности позволяет обосновать минимальный размер продаж (в натуральных единицах), обеспечивающий окупаемость затрат на производство продукта или оказание услуги, что позволяет определить целесообразность производства нового продукта или создания нового предприятия.

Любая организация не может функционировать на рынке независимо от органов государственного управления своей страны. При осуществлении внешнеэкономической деятельности требуется соблюдение законодательства других стран. В управленческих решениях всегда присутствуют политические отношения. В этом проявляется связь науки управления с такой дисциплиной, как политология. При организации системы управления менеджеры должны учитывать определенные политические интересы, особенности социально-политических систем, предвидеть их развитие и правильно формировать стратегию развития организации.
1.2 Менеджмент неразрывно связан с такой дисциплиной, как правоведение. Трудовое и хозяйственное право регулируют взаимоотношения между руководством и другими работниками организации, определяют юридические пределы действия административных актов, принимаемых в процессе управления.

В теории менеджмента особая роль принадлежит общей и социальной психологии, психологии управления и социологии. На знаниях относительно психологии поведения людей в процессе производства, коллективной работы основаны теории мотивации, стили руководства, организационные структуры. Управление отношениями в коллективе требует знания закономерностей и возможностей функционирования и развития социальных групп.

Менеджмент опирается также на философские науки, раскрывающие общие законы развития природы, общества, мышления, на основании которых разрабатывается собственная методология исследования проблем управленческой деятельности, устанавливаются цели организации, философия компании и т. п.

В основе методологии науки управления лежит общая теория систем, которая вооружает менеджмент достаточно эффективным системным подходом. Системный анализ позволяет рассматривать и изучать управленческую деятельность как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, а также находить оптимальные решения по управлению отдельными элементами системы.



Кибернетика – наука, которая изучает общие закономерности в управленческих системах, присущих живым организмам, людям, машинам. Выявляя общее между различными системами, кибернетика предлагает эффективные способы управления, используемые менеджментом.

Теория менеджмента также связана с такими областями знаний, как моделирование, линейное программирование, теория информации. Основными видами моделей, используемых в управлении, выступают эксперимент, имитационные и оптимизационные модели.

При имитационной модели моделируется поведение объекта исследования и изучается влияние ситуационных факторов и решений.

Оптимизационные модели линейного или динамического программирования направлены на поиск оптимального решения по использованию ресурсов организации за счет обоснования целевой функции, направленной на достижение определенной цели (максимизация прибыльности, полезности, выгоды, минимизация издержек и т. п.), при заданных ограничениях.

Теория информационных технологий предоставляет менеджерам знания в области эффективных способов анализа, преобразования, использования, передачи и хранения управленческой информации.

Теория менеджмента также взаимосвязана с многими другими областями знаний, как, например, управление организацией, экологический менеджмент, экономика предприятия, внутрифирменное планирование, управление инновациями и инвестиционной деятельностью, внешнеэкономическая деятельность, управление маркетингом, рекламной деятельностью, управление интеллектуальной собственностью, хозяйственное право и т. п., которые являются самостоятельными дисциплинами и требуют отдельного изучения.
Заключение
В целом приобретенные знания по вышеуказанным дисциплинам вооружают менеджеров необходимым инструментарием для разработки экономически обоснованных управленческих решений и формирования действенного механизма их реализации, позволяющего достигнуть целей либо миссии организации с наименьшими издержками и в кратчайшие сроки. Именно эти факторы и определяют поддержание высокой конкурентоспособности современного бизнеса и качество менеджмента. Поэтому расширение знаний менеджера и использование инновационных методов работы является залогом его успешной карьеры и процветания организации
, что достигается за счет упорного труда, систематического обучения и самообразования.
Список используемых источников


  1. Абчук, В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.

  2. Абчук, В. А.  Менеджмент в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 249 с. 

  3. Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с. 

  4. Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. — 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2019. — 282 с. 

  5. Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с. 

  6. Безручко, П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 368 с. 

  7. Борискина, Т. Б. 454 вопроса по менеджменту : учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 100 с. 

  8. Быстров, О.Ф. Теория менеджмента. Монография. / О.Ф. Быстров, Д.Э. Тарасов – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.

  9. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.