Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 564

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение
Экономика организации ― наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные их запасы, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью изучения дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач. Студенты могут самостоятельно заниматься изучением дисциплины при дневной, заочной, а также при дистанционной форме обучения.


  1. Предприятие как основное звено экономики.


1.1. Предмет, метод, цели и задачи курса

Рыночные отношения – форма экономических отношений, основанная на свободном и эквивалентном обмене ограниченными благами. Очевидно, что «экономика предприятия» как наука должна изучать весь комплекс взаимоотношений между людьми на предприятии. Однако так сложилось, что традиционно под «экономикой предприятия» подразумевают науку, изучающую способы определения результатов производственно-хозяйственной деятельности, необходимых ресурсов, эффективности их использования.

Таким образом, объектом изучения нашей дисциплины будет предприятие как система, которая, используя ограниченные ресурсы, пытается получить прибыль, а предметом изучения
– закономерности функционирования и внутрифирменное планирование деятельности предприятия.

Цель дисциплины «Экономика организации (предприятия)» – системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечение соответствующего теоретического уровня и практической направленности в системе обучения и будущей деятельности экономиста. В этой связи при изучении дисциплины решаются следующие задачи:

  1. приобретение теоретических знаний об экономике предприятия;

  2. получение прикладных знаний в области развития форм, приемов и методов экономического управления предприятием в современных условиях;

овладение навыками самостоятельного, творческого использования теоретических знаний в практической деятельности экономиста-менеджера.

«Экономика организации (предприятия)» как учебная дисциплина в системе подготовки экономистов-менеджеров связана со следующими дисциплинами учебного плана:

  • в теоретико-методологическом направлении – «Философия», «Экономическая теория», «Экономика отраслей АПК», «Менеджмент»;

  • в направлении, обеспечивающем изучение количественных форм экономических явлений и процессов, – «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Комплексный экономический анализ»;

  • в направлении, обеспечивающем связь и взаимосвязь экономических процессов внутри предприятия, – «Организация производства на предприятиях», «Маркетинг», «Планирование и прогнозирование», «Экономическая оценка инвестиций».

Методология изучения экономики организации (предприятия) это совокупность методов, включающая диалектический метод как общенаучный метод познания, а также такие экономико-математические методы, как индексный, матричный, графический, метод математического анализа функций, методы факторного анализа, экспертный и др.
1.2. Предприятие как основное звено экономики

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Правовые аспекты и понятия:

  1. предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности;

  2. предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью;

  3. предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав;

  4. в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).


Предприятие – в условиях развития рыночного хозяйства – центр экономической деятельности. Это самая важная структурная часть и основное звено экономики.

Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Целью деятельности является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Эта цель должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.

На предприятии решаются вопросы:

  • объема и ассортимента выпускаемой продукции;

  • выбора поставщиков и покупателей;

  • формирования цен;

  • экономного расходования ресурсов;

  • применения кадров;

  • высокопроизводительной техники и технологии.

Внешние факторы воздействия на деятельность предприятия подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся государство (государственные органы); поставщики; конкуренты; потребители.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятие решений предприятием в сфере хозяйственной деятельности.

Государство. Общество, через государственные учреждения, устанавливает правовую среду, обеспечивая условия существования и функционирования предприятия. Этими условиями являются:

  • экономическая обособленность производителей как непременное условие эквивалентного обмена;

  • свобода предпринимательства;

  • справедливое (в рамках существующего мировоззрения и миропонимания) распределение и перераспределение ограниченных благ.

Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Государство, устанавливая разнообразные формы налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.п., выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном для предприятий.

Под поставщиками понимаются предприятия и отдельные лица, поставляющие материально-техническое обеспечение для деятельности предприятия. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть, например, цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.


К конкурентам относятся предприятия, которые производят либо аналогичный продукт, либо продукт субститут. Ограничениями со стороны конкурентов могут быть, например, объем, номенклатура и ассортимент продуктов, цены и качество поставляемых товаров, услуг, договорные условия и т.п.

Потребители являются главным ограничительным или стимулирующим фактором. Поскольку именно спрос рождает предложение, постольку изменение во вкусах и предпочтениях, возможностях и т.п. потребителей напрямую влияет на деятельность предприятия.

К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики (экономические факторы); техника и технология (технические факторы); социальные (социокультурные) факторы; политические факторы.

Состояние экономики характеризуется в основном традиционными категориями: темп экономического роста; платежный баланс; уровень занятости. В силу своих динамических изменений эти параметры оказывают влияние на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

Экономический рост предполагает рост национального продукта на душу населения, а, следовательно, достижение более высокого уровня жизни для всех.

Платежный баланс. При стабильно положительном сальдо баланса укрепляется национальная валюта и одновременно создается база для вывоза капитала из страны. Стабильно отрицательное сальдо баланса по текущим операциям ослабляет позиции национальной валюты и создает условия к все большему привлечению иностранного капитала.

Уровень занятости или уровень безработицы существенно влияет на деятельность предприятия. С одной стороны, безработица предполагает богатый рынок рабочей силы ввиду ее потенциальной доступности и низкой цены предложения, с другой стороны, чем выше безработица, тем ниже платежеспособный спрос и тем больше

проблем с продажей продукта.

Технические факторы оказывают большое влияние, как на скорость устаревания продукции, так и на технологии ее изготовления. Для успешного функционирования предприятие должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям, в противном случае оно потеряет конкурентоспособность.

Социальные (социокультурные) факторы определяют специфичные установки для предприятий. Поскольку экономика – это отношения между людьми, постольку менталитет общества, жизненные ценности и традиции влияют на характер этих отношений. Экономические факторы в совокупности с социокультурными в конечном итоге оказывают влияние на политическую обста-


новку.

Политические факторы определяют политическую обстановкув стране и политическую стабильность общества. С одной стороны, политическую обстановку в стране определяет настроение федеральных, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. С другой стороны, эти настроения, обусловленные социокультурными факторами, выливаются в политические решения правительства и законодателей: налогообложение доходов, контроль цен, политика доходов и заработной платы, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды и т.п. Эти же настроения обусловливают политическую стабильность, которая дает возможность разрабатывать долгосрочные планы развития предприятия, планировать доходы и расходы. Нестабильность заставляет предприятия жить сегодняшним днем.
Внутренние факторы развития производства многочисленны, условно их можно разделить на следующие:

  1. факторы ресурсного обеспечения производства (здания, сооружения, земля, рабочая сила, информация и т.д.);

  2. факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции);

  3. факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Реализация факторов 3-й группы происходит по нескольким направлениям:

а) обеспечение ритмичности производства путем организации его снабжения всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворить требования рынка;

б) снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой политики;

в) получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.
1.3. Структура национальной экономики (сферы, секторы, комплексы, отрасли)

Национальная экономика – совокупность хозяйственных единиц (resident entity), расположенных на экономической территории данного государства. В международной практике национального счетоводства к категории экономической территории относятся: территория административного управления страны, где осуществляется свободное товарно-денежное обращение; воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, в отношении которых данная страна имеет исключительное право на улов рыбы, до-бычу сырья, топлива и т.д.; «территориальные анклавы» за рубежом, т.е. экономические зоны в других государствах, которые используются данной страной на арендной основе или путем приобретения собственности для дипломатических, военных, научных или иных целей; зоны, свободные от таможенного контроля (commercial free zone).