Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть1 содержит два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического (или лироэпического, или драматического) произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2. Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.
Второй комплекс заданий относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.
Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объѐме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объѐме 5–8 предложений (указание на объѐм ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдением логики и норм речи.
Часть 2 содержит пять тем сочинений, требующих развѐрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объѐмом не менее 200 слов (если объѐм сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения.
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарѐм, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даѐтся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
Все бланки заполняются яркими чѐрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаемуспеха!
Часть 1
Лицо Ноздрѐва, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещѐ в детстве и в школе за хороших товарищей и при всѐм том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерѐтся с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрѐв в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми, однако ж, присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков вѐрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зелѐным столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. В картишки, как мы уже видели из первой главы, играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей, и потому игра весьма часто оканчивалась другою игрою: или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровье и
полные щѐки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, ещѐ даже лучше прежних. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чѐм не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего.
Ноздрѐв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то всѐ-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеѐтся, или проврѐтся самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврѐт совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. <…> Такую же странную страсть имел и Ноздрѐв. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь».
(Н.В.Гоголь.«Мёртвыедуши»)
-
Какие «страстишки» владеют Ноздрѐвым? -
В чѐм проявляется авторская ирония по отношению к Ноздрѐву?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2.
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания.
-
Выберите другой фрагмент поэмы, в котором раскрываются особенности характера Ноздрѐва. Опираясь на анализ выбранного фрагмента, объясните, почему Чичиков называет Ноздрѐва «человек-дрянь». -
Выберите другой фрагмент поэмы, содержащий лирическое отступление. Какую роль лирическое отступление играет в выбранном фрагменте?
Прочитайте приведѐнное ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелѐным огнем.
(А.А. Фет, 1855)
-
Каким настроением проникнуто данное стихотворение А.А.Фета? -
Чем можно объяснить использование безличных глаголов в первом четверостишии приведенного стихотворения?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4.
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.
4. Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и приведѐнное ниже одноимѐнное стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лѐгким белым краем
Встаѐт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всѐ во мне.
(И.А. Бунин, 1909)
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите еѐ номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объѐмом не меньше 200 слов (при объѐме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
-
В чѐм Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова