Файл: 3. Внешняя среда пао втб.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Внешняя среда ПАО «ВТБ»



Банк ВТБ в настоящее время предоставляет физическим лицам и представителям малого бизнеса полный спектр банковских услуг, включая кредитные и депозитные продукты, РКО, валютообменные и документарные операции, услуги дистанционного обслуживания. В числе предоставляемых услуг на сегодняшний день: аренда сейфовых ячеек, ипотечное и потребительское кредитование, денежные переводы, выпуск банковских карт, срочные вклады, автокредитование, кредитные карты с льготным периодом и услуги дистанционного управления счетами.

ВТБ предоставляет клиентам сервис высочайшего качества. Некоторые услуги доступны круглосуточно, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

Банк, в свою очередь, регулярно отслеживает потребительские предпочтения, постоянно совершенствуя свои продукты: снижает процентные ставки по кредитам, упрощает другие условия их предоставления. И, судя по росту объема кредитного портфеля, маркетинговые усилия специалистов дают положительный результат.

Сеть филиалов ВТБ в 2022 году составила 1068 офисов продаж в 74 регионах и 369 городах. В течение года было открыто 46 новых офисов, реализовано 43 проекта по оптимизации существующей сети и закрыто 16 неэффективных неформатных офисов. Более половины офисов содержат богатые зоны обслуживания клиентов. Количество офисов с богатыми площадями обслуживания клиентов за год увеличилось с 531 до 585, их доля достигла 54% всей сети. В 2022 году для привилегированных клиентов было открыто 14 новых специализированных офисов и 17 офисов с выделенными привилегированными зонами.

Основой анализа ближайшего окружения Банка является конкурентный анализ окружения, который обычно основан на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории, на деятельность фирмы влияют пять сил:

1. Угроза появления новых сильных конкурентов

Создание финансово-кредитной организации чревато большим количеством формальностей и требований со стороны государства, что создает сильные барьеры по сравнению с другими финансовыми организациями. Таким образом, жесткое государственное регулирование препятствует вхождению новых игроков в отрасль, но в связи со сложившейся ситуацией можно расширить существующих представителей за счет поглощения мелких и средних банков, что, в свою очередь, приведет к появлению новых сильных конкурентов для Банка ВТБ.


Ближайшими конкурентами ПАО ВТБ являются Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и Альфа-банк.

Среди пяти крупнейших банков России только один принадлежит частным лицам (Альфа-Банк), а четыре остальных — государству. Самым большим банком страны по размеру активов является Сбербанк, на втором месте идёт ВТБ. По оценке Альфа-Банка, на карты, выпущенные этими двумя банками, поступает 75% зарплат россиян.

Таблица 2 - Сравнение «Сбербанк» и ПАО «ВТБ»

Продукт

Сбербанк

ВТБ

Самая высокая ставка по вкладу на 100 000 ₽ на срок около 1 года

7,5% по вкладу «Лови выгоду»

7,7% по вкладу «Время роста» при открытии онлайн

Самая низкая ставка по кредиту на 100 000 ₽ на 1 год

14,9% по кредиту «На любые цели»

14,5% по кредиту «Наличными»

Ставка по ипотеке на новостройки — 2 миллиона рублей при первоначальном взносе 500 000 ₽ на 15 лет, площадь жилья меньше 65 кв. м

10,9% по ипотеке «Новостройка»

10,6% по ипотеке «Новостройка»

Автокредит на 700 000 ₽ на 5 лет, первоначальный взнос — 300 000 ₽

Нет

14,1% (при оплате страховок) «Автостандарт»

Ставка по кредитной карте с минимальной стоимостью обслуживания

27,9% по карте «Классическая», обслуживание — 750 ₽ в год

26% по «Мультикарте», обслуживание — 249 ₽ в месяц или бесплатно, если тратить от 5000 ₽ в месяц

Самая дешёвая дебетовая карта

Momentum — 0 ₽ за обслуживание карты

Мультикарта — 0 ₽ в месяц, если тратить 5000 ₽, иначе — 249 ₽

Брокерское обслуживание, оборот — 100 000 ₽ в день

0,125% от сделки, депозитарное обслуживание — 149 ₽ в месяц, если были операции

0,0413% от сделки, депозитарное обслуживание — 150 ₽, если на счёте нет акций ВТБ

Бонусы для зарплатных клиентов

Скидка 1 п. п. на кредит, 0,3 п. п. на ипотеку, бесплатная зарплатная карта

Скидка 0,3 п. п. на ипотеку, сумма и срок кредита больше, бесплатная зарплатная карта

Больше выгодных услуг предлагает банк ВТБ. Сейчас максимальная ставка по сезонному вкладу составляет 7,7% годовых, тогда как в Сбербанке — на 0,2 процентных пункта ниже — 7,5%.



Если обращаться за кредитом наличными, то минимальная ставка в ВТБ для клиентов, не имеющих других продуктов банка и не включённых в зарплатные проекты, составит 14,5%, в Сбербанке — 14,9%. Чуть меньше разница в минимальных ставках по ипотечным кредитам — 10,6% против 10,9%. Автокредитов вообще нет в Сбербанке, а в ВТБ его стоимость в рамках стандартной программы при заданных нами параметрах оказалась равной 14,1%.

Оформлять кредитную карту также может быть выгодно в ВТБ — там минимальная ставка составляет 26%, а в Сбербанке — 27,9%.

Сбербанк выигрывает в номинации «самая дешёвая дебетовая карта» — за его Momentum не нужно платить ни при каких условиях. У ВТБ для бесплатного обслуживания карты нужно тратить по ней как минимум 5000 ₽ в месяц. Если этого не сделать, то возьмут комиссию 249 ₽, которая за год может превратиться в 2988 ₽.

Если сравнивать открытие брокерского счёта для торговли на Московской бирже, то у ВТБ комиссия за сделки в три раза ниже, чем у Сбербанка.

Рассматривая предложения для зарплатных клиентов обоих банков, то заметно, что чуть больше повезло клиентам Сбербанка: им могут сделать скидку в 1 процентный пункт при оформлении кредита наличными и 0,3 процентного пункта при оформлении кредита на жильё в новостройке.

Таблица 3 - SWOT-анализ ПАО «ВТБ»

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

− Высокие рейтинги;

− Известность бренда;

− Территориальная распространенность офисов Банка;

− Ребрендинг, включая переход на единый бренд ВТБ;

− Уникальная клиентская база, включающая госпредприятия;

− Господдержка, включая крупные финансовые вливания;

− Высокий уровень прозрачности финансовой деятельности банка и структуры собственности;

− Самая мощная среди российских банков сеть дочерних банков и филиалов за рубежом;

− Низкая процентная ставка по кредитам;

− Доступ к бюджетным ресурсам;

−Специализация на коммерческом направлении;

− Широкий спектр предлагаемых услуг;

− Квалифицированный персонал;

− Индивидуальный подход к клиентам;

− Юридическая проверка объектов;

− Большие инфраструктурные издержки;

− Высокая концентрация кредитного портфеля на отдельных заемщиках;

− Управление: консерватизм системы и управления, высокий уровень бюрократизации;

− Чрезмерное влияние мажоритарного акционера;

− Сохранение среди дочерних компаний банка непрофильных бизнесов;

− Уровень развития розницы не соответствует масштабам группы;

− Кадровая политика: высокий уровень текучести кадров на низших должностях (фронт-линия);

− Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры, невозможность принимать оперативные решения в филиалах;

− Негативные отзывы клиентов Банка о качестве обслуживания в дополнительных офисах.

−Отсутствие осведомленности потенциальных клиентов о банке;

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Treats)

− Расширение розницы и инвестиционной банковской деятельности;

− Повышение качества предоставляемых банковских услуг и обслуживания в офисах;

− Получение государственного финансирования;

− Сохранение протекционизма в банковском секторе;

− Внедрение системы мотивации, повышение уровня вовлеченности персонала;

−Рост доходов населения.

− Развитие рынка кредитования

− Высокие риски, связанные с операционной средой и правовой системой России;

− Возможная неэффективность консолидации сети росзагранбанков;

− Изменение предпочтений и потребностей клиентов;

− Экономический кризис: его негативное влияние на российскую экономику.

−Рост конкуренции на рынке.

− Повышение требований клиентов к оказываемым услугам

− Перспективы насыщения рынка банковских услуг

− Рост цен на банковское обслуживание


Проведенный SWOT-анализ позволяет сделать вывод, что у банка те же возможности и угрозы, что и у ее конкурентов. При этом, однако, учтя сильные и слабые стороны конкурентов, ПАО «ВТБ» может сформировать такое предложение своим клиентам, которое позволит выдерживать конкуренцию на рынке. На сегодняшний день компания вполне может выдерживать конкурентную борьбу со стороны лидеров рынка.

Таким образом, мы видим, что Банк имеет достаточно сильные позиции на рынке финансово-кредитных организаций. Однако его стратегическое развитие должно быть направлено не только на слияния и поглощения, но при этом и на поддержание должного уровня предоставления финансовых услуг, особенно в розничном сегменте. Также ПАО «ВТБ» стоит придерживаться стратегии диверсификации розничного продукта. Это позволит повлиять на потребительскую психологию, делая акцент на предложение разнообразных банковских услуг, подходящих каждому конкретному клиенту. Кроме этого, данные SWOT-анализа показали слабость кадровой политики и качества обслуживания, что характеризует невысокий уровень профессионализма сотрудников и потребность в их обучении. Поэтому необходимо более тщательно исследовать кадровую политику Банка, чтобы в дальнейшем сформулировать необходимые рекомендации по ее совершенствованию в области обучения персонала.

Значительный масштаб и лидирующее положение на рынке

ПАО «ВТБ» занимает второе место на российском банковском рынке по всем основным показателям – увеличению активов, общей сумме выданных кредитов и общей сумме вкладов.

Подобный масштаб бизнеса является важным фактором конкурентоспособности в сегменте крупных корпоративных клиентов и может служить рычагом для продолжения роста в других сегментах.

Широкий продуктовый ряд – способность комплексно удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов

ПАО «ВТБ» сегодня – это ведущая российская универсальная финансовая группа, работающая на международных рынках. ПАО «ВТБ» предоставляет своим клиентам финансовые услуги по всем основным направлениям бизнеса: банковские услуги для корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, розничные банковские услуги, небанковские финансовые услуги (лизинг, факторинг, страхование, пенсионное обеспечение), что позволяет ей комплексно удовлетворять потребности самых взыскательных клиентов и создает большой потенциал развития бизнеса за счет кросс-продаж. Обладая самой
широкой для банков СНГ международной сетью, Группа имеет возможность предложить своим клиентам услуги на основных мировых финансовых рынках в рамках международного права.

Возможность предложить клиентам полный перечень продуктов на ключевых финансовых рынках, как в России, так и за рубежом является уникальным преимуществом Группы.

Подтвержденная способность к четкой реализации стратегии и достижению выдающихся показателей роста

За прошедшие годы ПАО «ВТБ» доказала способность успешно реализовывать поставленные цели. Была успешно реализована стратегия агрессивного роста и диверсификации. За счет органического роста и эффективных приобретений за 3 года Группа вышла на новый уровень развития, превратившись из корпоративного банка в мощного универсального игрока.

Уникальная для российских банков сеть

Филиальная сеть ПАО «ВТБ» в России является второй по величине в стране и значительно превышает размер сетей большинства ее конкурентов, что является ее значительным преимуществом перед российскими и зарубежными банками. У Группы имеется 645 точек продаж по всей территории России в 73 из 83 российских регионов, ее деятельность охватывает регионы, в которых сосредоточено 98% ВВП России. Кроме того, банки ПАО «ВТБ» обладают уникальной для российских банков международной сетью.

Широкая региональная сеть, построенная, в основном, в течение последних 4 лет, с учетом современных технологических требований и стандартов обслуживания, создает возможности для укрепления позиций на розничном и корпоративном рынке, установления более эффективных отношений с региональными клиентами по сравнению с большинством ее конкурентов. Значительное международное присутствие позволяет Группе ВТБ оказывать клиентам услуги на международных рынках, содействуя расширению их бизнеса и развитию международного сотрудничества.

Широкая база корпоративных и розничных клиентов

В настоящее время ПАО «ВТБ» занимает второе место на российском рынке корпоративных банковских услуг по кредитам и привлеченным средствам клиентов. У ПАО «ВТБ» сложились прочные рабочие отношения с ведущими российскими компаниями во всех секторах российской экономики, а ее клиентская база высоко диверсифицирована.

По состоянию на конец 2022 г. ПАО «ВТБ» предоставляла банковские услуги более 60% крупных российских компаний.