Файл: Автор Шатихина Елена Александровна Организация мбоу сош 25 г. Калуги Населенный пункт г. Калуга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Точка кипения» — активный метод развития коммуникативной культуры обучающихся
Автор: Шатихина Елена Александровна
Организация: МБОУ «СОШ №25» г. Калуги
Населенный пункт: г. Калуга
Раскрою секрет появления метода «Точка кипения» в арсенале моего педагогического инструментария. Во время посещения с группой моих учеников Инновационного культурного центра в Калуге меня поразила зона «Точка кипения». Заинтересовала не только визуализация этой зоны, её оформление, но и её функции. Мы наблюдали за тем, как эмоционально, живо обсуждалась какая-то проблема, хотя слов мы не слышали. Рукопожатия в конце мне дали понять, что даже после такого спора было принято общее решение. Я поняла, что эта форма коммуникации актуальна и было бы хорошо попробовать адаптировать ее к образовательному процессу. Так и появился в моем инструментарии, учителя английского языка, активный метод обучения, направленный на развитие у обучающихся коммуникативной культуры и критического мышления.
«Точка кипения - уникальный, не имеющий аналогов в мире, инструмент поиска, вовлечения, развития и продвижения лидеров, команд, проектов и инициатив, оказывающих значимое влияние на социально-экономическое развитие России в области государственного и муниципального управления, цифровой экономики, технологического развития, а также и образования.
Я использую данный метод как площадку для дискуссий на самые спорные, актуальные темы, предполагающую свободный обмен идеями и мнениями, направленный на согласование даже противоположных точек зрения, в чём данный метод отличается от педагогической технологии дискуссий. Главная цель дискуссии – показать разные точки зрения одной проблемы.
Итак, расскажу о технологии. Разделила всю работу на 3 этапа. Первый этап – этап «погружения» в актуальную тему, «разогрев». Для этого можно использовать различные приёмы: технологию ««перевёрнутый» класс; ролевое проигрывание проблемной ситуации; демонстрацию видеосюжета (из моего опыта могу назвать данный приём самым эффективным);
анализ противоречивых высказываний; альтернативный выбор.
Второй этап – обмен мнениями по актуальной теме. На данном этапе обучающиеся делятся на две группы. На начальном этапе применения этого метода я помогаю обучающимся сформулировать аргументы в защиту своей позиции, могу предложить набор аргументов, их нужно разделить на 2 группы и можно использовать. Постепенно обучающиеся научаться формулировать аргументы самостоятельно. Для визуализации результатов спора обучающиеся берут красные и зелёные шарики, соответствующие их позициям по отношению к проблеме, При высказывании своей позиции обязательно приводят аргументы и бросают шарик на поле оппонента. При этом проявляют максимально широкий спектр эмоций. Задача педагога – не «гасить» негативные эмоции, а постепенно учить детей трансформировать их в нейтральные и положительные. Это уже « высший пилотаж» и очень важный, ведь не секрет, что дети могут продолжить конфронтацию и после урока.
Цель третьего этапа « Точки кипения» - согласование позиций участников, выработка согласованного мнения и принятие группового решения, настрой на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей её решения.
Считаю, что «Точка кипения» – это универсальный метод. Я предлагаю использовать его не только учителям иностранных языков, но и других предметов для развития 4К – компетенций, предметных, метапредметных и личностных УУД обучающихся,
Внедрение «Точки кипения» на уроке по любому предмету обеспечит: развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию обучающихся, уверенность, способность выражать и отстаивать свою позицию, развитие инициативы, умение пользоваться своим социально-эмоциональным интеллектом и развивать его, применять знания в нестандартной ситуации.
«Точка кипения» - активный метод деятельностного подхода в обучении, Совершенно согласна с Уильямом Гэзлиттом, который писал: «То, что уже не вызывает споров, не вызывает и интереса». Слова Франческа Петрарка определяют основной смысл « Точки кипения»: «В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна». Попытаться найти её, используя при этом 4К компетенции ( кооперацию, коммуникацию, критическое мышление, креативность) – основная задача использования этого метода обучения. Вот так, как всегда это случается, совершенно неожиданно, « яблоко упало» на мою голову, и я советую всем педагогом при подобном случае обязательно обратить на это внимание и попытаться использовать в своей педагогической деятельности. Желаю успехов!