Файл: Малый и средний бизнес в экономике региона и его развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Малый и средний бизнес в экономике региона и его развитие

По предмету : Региональная экономика и управление

Выполнил: Арабов Д.А. Направление подготовки: Менеджмент Форма обучения: заочная Оценка: ____________________________ ____________________________ Подпись Фамилия И.О. “____”________________20___ г.

Омск, 2023

Содержание

  1. Введение

  2. Малый и средний бизнес в экономике

  3. Заключение

  4. Список использованной литературы



  1. Введение

В современной экономике малый и средний бизнес в значительной мере оказывают влияние на темпы экономического роста страны, на структуру и качество валового национального дохода. Наибольшее влияние данные субъекты бизнеса оказывают на региональную и муниципальную экономику, поскольку на малых и средних предприятиях используются местные трудовые и материальные ресурсы, при этом они создают те виды продукции, которые востребованы именно на этой территории. Малый и средний бизнес содержат в себе огромный потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Но при этом он наиболее уязвим по сравнению с крупными предпринимательскими структурами. Это обуславливает необходимость государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее важных направлений государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства является снижение налоговой нагрузки на них.



  1. Малый и средний бизнес в экономике


В современной экономике малый и средний бизнес в значительной мере оказывают влияние на темпы экономического роста страны, на структуру и качество валового национального дохода. В большинстве развитых стран мира на долю малого и среднего бизнеса приходится не менее 60 % всего валового продукта. При этом дело не только в количественных показателях, так как этот сектор по своей сути имеет рыночную направленность и обеспечивает нормальную конкурентную среду экономики. Наибольшее влияние субъекты малого и среднего бизнеса оказывают на региональную и муниципальную экономику. Данное обстоятельство объяснимо тем фактом, что в большинстве своем деятельность рассматриваемых субъектов бизнеса направлена на локальные, местные рынки. Иными словами, на малых и средних предприятиях используются местные трудовые и материальные ресурсы. В свою очередь она направлены на создание продукции, востребованной именно на этой территории. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что развитие малого и среднего предпринимательства оказывает следующее положительное влияние на экономику территории, на которой данные субъекты осуществляют свою деятельность:


- создаются предпосылки для ускоренного экономического роста;

- происходит расширение видов производимой продукции, работ и услуг;

- обеспечивается насыщение местных рынков;

- появляется реальная возможность компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Малый и средний бизнес содержат в себе огромный потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Среди характерных черт субъектов малого и среднего предпринимательства одним из основных является то, что у них наблюдается высокая интенсивность использования всех без исключения видов ресурсов, а также прослеживается постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Иными словами, на малом и среднем предприятии не будет лишнего имущества, избыточных остатков сырья и материалов, а также руководство позаботится о качественном кадровом составе с оптимальным количеством работников. Все эти моменты достаточно показательны в плане достижения рациональных показателей экономики. В настоящее время осуществляется расчет множества статистических показателей, дающих представление и детально характеризующих различные аспекты деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Тем не менее детальный анализ этих показателей позволяет сделать вывод о том, что не все они дают объективную оценку значимости указанных субъектов предпринимательства в экономике конкретного региона. Следовательно, целесообразно дополнить этот список рядом относительных показателей, а именно:

- количество субъектов малого (среднего) бизнеса в расчете на единицу занятых в экономике региона;

- оборот субъектов малого (среднего) бизнеса в расчете на единицу занятых в экономике региона (в сопоставимых ценах);

- доля выручки субъектов малого (среднего) бизнеса в общей выручке организаций региона; - доля занятых предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности занятых в экономике региона;

- доля доходов от субъектов малого (среднего) бизнеса в общей сумме налоговых доходов субъекта Российской Федерации.

Поскольку деятельность субъектов малого и среднего бизнеса направлена на экономику региона, в котором расположены эти субъекты, рассмотрим особенности данного сектора экономики на территории Северо-Кавказского федерального округа. На данной территории весомая часть субъектов малого и среднего бизнеса занята в торговле, менее значительная часть субъектов занята в наиболее приоритетных секторах экономики данного региона, а именно в строительстве, в агропромышленном комплексе и в туризме. Если провести анализ социально-экономического состояния Северо-Кавказского федерального округа, то можно сказать, что регион в полной мере располагает благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса, санаторно-курортной сферы, туризма, строительной индустрии, ряда добывающих и обрабатывающих отраслей, электроэнергетики. Но при этом по ряду причин все эти преимущества по настоящий момент остаются недостаточно реализованными.



Решение выявленных проблем возможно путем усиления значимости малого и среднего предпринимательства в экономике региона. Это возможно за счет преимуществ которыми обладают указанные субъекты бизнеса, в частности: - быстрое реагирование на постоянно меняющиеся экономические условия, потребности населения, запросы потребителей и т.д.; 88 Деловой вестник предпринимателя № 6 (4), 2021 - простота организационной структуры управления бизнесом, которая как раз и обеспечивает гибкость в перечне и качестве производимой продукции, работ и услуг, скорость освоения новых видов продукции.

Конечно же, малый и средний бизнес, если сравнивать их крупными предприятиями, наиболее уязвимы в период экономических кризисов. У крупных предприятий зачастую имеется несколько видов деятельности, обеспеченность их ресурсов собственными источниками финансирования в большинстве случаев выше, они располагают большим запасом прочности, у них больше шансов на привлечение крупных инвесторов и на получение кредитных средств в банках и т.д. Это обуславливает необходимость государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее важных направлений государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства является снижение налоговой нагрузки на них. Дело в том, что именно непосильное налоговое бремя способно прекратить деятельность малого или среднего бизнеса. В настоящее время для указанных субъектов экономики разработаны и успешно применяются ими специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения, режим налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, патентная система налогообложения). Каждый субъект бизнеса вправе выбрать подходящий ему режим налогообложения (при условии попадания в ограничения по численности работников, объему выручки и др., предусмотренные Налоговым кодексом и дающими право на применение данных режимов). Следует сказать, что, несмотря на снижении налогового бремени на малый и средний бизнес, при отсутствии неблагоприятных экономических и политических факторов, данные субъекты экономики способны принести бюджету достаточно высокие доходы, это обусловлено количеством этих субъектов. Однако, со стороны государства необходимо усилить поддержку тех малых и средних структур, которые занимаются наиболее востребованными видами деятельности, предусмотренными стратегией развития страны и каждого конкретного региона.


Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных и часто встречающихся в различных странах мира форм экономической активности. МСП в России должно быть опорой государства в пределах осуществляемых социально-экономических реформ, а не являться не более, чем дополнением крупного предпринимательства, обеспечивающим только десятую часть ВВП государства. Малый бизнес — неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.

  1. Заключение

Все компании, организации ставят своей целью повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Это обуславливает необходимость приема на работу высококвалифицированных кадров, обладающих необходимым набором компетенций для качественного выполнения вмененных им трудовых функций. Данное требование распространяется на всех без исключения работников организации.

Отметим важность и значимость экономических служб в деятельности всех без исключения субъектов бизнеса. Ключевые компетенции для всех работников этих служб примерно одинаковы, однако они должны быть откорректированы на конкретные условия бизнеса, его специфику, на предполагаемые функции и должностные обязанности работника, объемы работ и т.д.

Несмотря на то, что сегодня большое значение уделяется исследованию компетентностного подхода при формировании штата организации, зачастую управленцы организации, сами не до конца понимают, как именно установить наличие необходимого набора компетенций у потенциального претендента.


  1. Список использованной литературы

1.Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013.
2. Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017.
3. Мусаева Х. М. Основные тенденции развития малого предпринимательства / Х. М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2021


4. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020