Файл: Федерального государственного бюджетного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, боли;

5) «пытка» – это причинение жертве как физических, так и нравственных страданий в каких-либо целях (например, понуждения к чему-либо).

В соответствии с уголовным правом и уголовным законом России, насилие может проявляться в двух основных формах: физической и психической (хотя некоторые авторы называют и другие его формы). Под физическим, как правило, понимается насилие, осуществляемое при непосредственном контакте причиняющего вред лица (либо его орудий и средств, в т.ч. живых) с телом потерпевшего (его отдельными частями)11.

2.2. Особенности проявления насилия в преступлениях против личной свободы личности

Насилие психическое – воздействие на психику (а через нее, возможно, и на физиологические проявления организма) потерпевшего посредством как устных или письменных слов, так и мимики либо жестов12. Наиболее часто встречающийся на практике способ психического насилия – угроза какими-либо неблагоприятными для жертвы и/или других лиц (в первую очередь, ее близких) последствиями и, таким образом, понуждение ее к различным нежелательным для нее действиям/бездействию. Часто к психическому насилию относят так называемый шантаж, который, по сути, является разновидностью психической угрозы, только выраженной в более изощренной форме. Возможно и такое психическое действие, как воздействие испугом (даже как способ убийства), оскорбление, гипноз и т.п. проявления преступного замысла.

Физическое насилие присутствует в совершаемых преступлениях гораздо чаще и может реально проявляться по-разному – во всех способах, в которых выражается само преступное деяние. Так, преступник может осуществлять деяние:

а) собственным физическим (частями тела) воздействием на потерпевшего;

б) при помощи орудий и средств («продолжающих», усиливающих воздействие частей тела);

в) механизмов и веществ, не только усиливающих насильственное воздействие, но и способных действовать на расстоянии и в другое время;

г) при посредстве сил природы;

д) с использованием животных;

е) посредством других лиц (действующих как виновно, так и невиновно).

Общественно опасные последствия в уголовном праве – это тот вред, который причиняется объекту преступления и, в частности, охраняемым уголовным законом интересам. В насильственных преступлениях ими выступают права и охраняемые законом интересы личности.


Последствиями насилия (как физического, так и психического) могут выступать:

а) ущерб основным естественным интересам человека – его жизни и здоровью, т.е. непосредственный вред организму потерпевшего (физический, физиологический, психический);

б) вред иным его правам и свободам: праву на неприкосновенность, свободе передвижения, выбора места пребывания, чести и достоинству, свободе выбора жизненного партнера и окружения, конституционным правам и свободам человека и гражданина и т.д.

Первый тип вреда является наиболее существенным, трудно восполнимым, а иногда и не поддающимся компенсации (например, при лишении жизни). Данный тип вреда подразделяется, таким образом, на вред жизни (смерть) и вред здоровью. Вред здоровью, как и само насилие, может быть, в первую очередь, двух типов: опасный и не опасный для жизни. Более подробно он подразделяется на вред здоровью: тяжкий, средней и небольшой тяжести. Критерии отнесения вреда здоровью к тому или иному виду закреплены в Правилах определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Постановление Правительства РФ 2016г.) и в утвержденных на их основе Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (Приказ Минздравсоцразвития РФ 2014г.).

Таким образом, по степени опасности для человека и само насилие может быть вредоносным для: а) жизни, б) жизни и здоровья (тяжкий вред), в) только здоровья, т.е. повлекшее реально или могущее повлечь указанные виды вреда (вред здоровью небольшой и средней тяжести).

Иногда насилие и даже его отдельные виды указываются в диспозициях норм УК РФ, в других же случаях они очевидны или вполне вероятны, – например, в таких деяниях, как понуждение, принуждение, воспрепятствование и т.д.

Конкретные разновидности насильственных преступлений зафиксированы в Особенной части УК РФ и систематизированы там в соответствии с признаком основного объекта преступления. Таким образом, по нашему мнению, насильственные преступления могут быть предусмотрены главами 16–25 и 29–34 УК РФ.

Убийство (ст.105–108 УК РФ) – наиболее наглядный пример насильственного преступления. В Кодексе это – группа составов преступлений, подразделяемых на так называемое «простое» убийство, а также на лишение жизни при отягчающих и при смягчающих ответственность обстоятельствах.



Поскольку убийство, как и другие преступления против жизни и здоровья, посягает на основополагающие, естественные права человека, современное российское уголовное право не учитывает при этом содержание воли жертвы, т.е. наличие или же отсутствие согласия потерпевшего на причинение ему вреда. Совершаются убийства как с прямым, так и с косвенным умыслом виновного.

Деяние при убийстве – причинение смерти другому человеку, – естественно, чаще всего носит насильственный характер. Деяние при убийстве может быть, как физическим, так и (реже, но возможно) психическим. Физическое деяние может быть, как действием, так и бездействием (оставлением в угрожающем жизни состоянии), однако, представляется, что последнее нельзя отнести к насилию.

Последствия данного деяния – смерть человека, причем либо смерть мозга, либо биологическая смерть (Федеральный закон 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). При «простом» убийстве деяние непосредственно направлено на причинение смерти жертве преступления, реально причиняет ей данный вред, т.е. насилие связано только с лишением человека жизни.

Убийство, сопряженное с похищением человека или захватом заложника (п.«в» ч.2 ст.105 УК РФ), – сложное преступление, подразумевающее двойную квалификацию содеянного: во-первых, самих похищения человека (ст.126) или захвата заложника (ст.206) и, во-вторых, совершаемого убийства, т.е. лишения жизни самого похищенного или захваченного лица.

Таким образом, характер насилия в данном случае также сложен и будет представлять собой в общих чертах возможные комбинации характера насилия в двух преступлениях. Последствия в этом преступлении те же, что и в неквалифицированном составе, т.е. смерть человека (одного или нескольких).

Убийство, совершенное с особой жестокостью (п.«д» ч.2 ст.105 УК РФ) – квалифицированное убийство, в котором отягчающим ответственность признаком выступает именно способ совершения преступления. Насилие при этом вряд ли может быть психическим. Физическое насилие отягчено тем, что совершается не с «обычной» (как при «простом» убийстве) жестокостью, а с «особой».

Понятие особой жестокости было дано выше и раскрывается применительно к данному случаю в постановлении Пленума Верховного суда РФ 1999 г. (в редакции 2015 г.) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)». Это может быть, как насилие, сопряженное с причинением жертве особых прижизненных мучений (сожжение, расчленение, постепенное утопление или отравление, забивание и т.п.) или же с причинением особых нравственных страданий близким жертвы (убийство на их глазах).


Убийство, сопряженное с разбоем или вымогательством (п.«з» ч.2 ст.105 УК РФ), как и в случае п.«в» того же преступления, требует двойной квалификации: с одной стороны, за разбой (ст.162) или вымогательство (ст.163) и, с другой, – непосредственно за убийство.

Естественно, что последнее должно находиться в причинной связи с названными преступлениями против собственности. Это возможно в силу того, что как разбой всегда сопряжен либо с насилием (причем опасным для здоровья или даже жизни потерпевшего), либо с угрозой таковым, а вымогательство предполагает угрозу (применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, распространения нежелательных сведений), т.е. насилие психическое. Однако нередко при нежелании жертвы выполнять требования разбойника или вымогателя последний переходит от угроз к действиям, которые могут даже (особенно в случае разбоя) причинить смерть потерпевшему.

Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п.«к» ч.2 ст.105 УК РФ). И в этом случае присутствует идеальная совокупность преступлений, когда одними действиями преступник совершает несколько (два или более) преступлений. Изнасилование (ст.131), как и действия сексуального характера) – по определению насильственные преступления, которые совершаются посредством либо физического насилия, либо угрозы такового (т.е. против воли жертвы), либо использования ее беспомощного состояния (помимо ее воли). Поскольку сопротивление жертвы, как правило, велико, то преступник, преодолевая его, может причинить потерпевшему телесные повреждения вплоть до смерти. В случае психического отклонения преступника акт убийства происходит зачастую независимо от поведения потерпевшего неразрывно с актом сексуального удовлетворения.

Убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК РФ) имеет привилегированный состав, при наличии которого ответственность матери снижается. Однако это происходит не в результате особого родственного отношения преступника к жертве и его «прав» по отношению к ее жизни. Ответственность по ст.106 УК наступает лишь в трех случаях, описанных в ее диспозиции. Во-первых, если мать находится в состоянии родильной горячки во время или сразу же после родов. Во-вторых, если она признана ограничено вменяемой. В-третьих, в условиях психотравмирующей ситуации, т.е. когда женщина объективно поставлена в трудные жизненные условия.


Деяние при данном виде убийства может быть выражено как в действии, так и – достаточно часто – в бездействии (оставлении ребенка в опасных условиях). Действие же (причем насильственное) может быть, конечно, только физическим (удушение, удары и т.п.).

Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ) – также разновидность привилегированного состава лишения жизни. Однако виновный несет существенно пониженную ответственность не только за то, что находился в состоянии «суженного» сознания, «помутненного рассудка», а и вследствие того, что потерпевший сам несет на себе часть вины за свою смерть: по правилам нормы аффект виновного должен быть вызван противоправными или аморальными деяниями жертвы.

Насилие в данном случае имеет те особенности, что, во-первых, оно не может быть психическим, убийство происходит в самых своих простейших формах, просто «голыми руками» или первыми попавшимися предметами. Во-вторых, действие производится достаточно быстро – в пределах существования самого аффекта (кратковременного сильного «душевного» (т.е. эмоционального) волнения). В силу этого избирательность насильственных действий практически отсутствует. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч.1 ст.108 УК РФ), имеет много общего с убийством, совершенным в состоянии аффекта, в силу чего на практике часто возникают сложности с их разграничением при квалификации.

Однако преступление, предусмотренное ст.108, менее тяжкое, чем в ст.107, т.к. в рассматриваемом случае жертва не просто спровоцировала виновного на нападение на себя, а во многом вынудила его это сделать. Действия жертвы при убийстве при превышении пределов необходимой обороны характеризуются как «противоправные или аморальные», а конкретно как посягательство (на интересы самого обороняющегося или любые другие охраняемые законом), в том числе, и преступное. Оборона с причинением смерти нападающему также носит, естественно, активный характер. Это также насилие, причем насилие физическое.

Преступлением его делает явное несоответствие характеру и степени опасности посягательства. Ст.37 говорит, что причинение смерти будет всегда оправданным, если жертва сама угрожала жизни обороняющегося или других лиц. Преступление наличествует, когда виновный ясно понимал, что посягающий не желает причинить ему ни смерти, ни действий, способных к таковой привести (нанесение повреждений, влекущих тяжкий вред здоровью, изнасилование и т.п.).