Файл: Планконспект проведения занятия с личным составом по вождению тема 1 Проведении занятий по вождению и эксплуатации боевых машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«УТВЕРЖДАЮ»
ВрИО командира войсковой части 34696
подполковник
Ю. Кузьменков
«___»______________20__г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия с личным составом по вождению
ТЕМА 1: Проведении занятий по вождению и эксплуатации боевых машин
ЗАНЯТИЕ 1: Проведении занятий по вождению и при других видах эксплуатации боевых машин, возможные последствия их нарушения (показать на конкретных примерах). Остановка, стоянка, маневрирование. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Обгон, последствия несоблюдения правил обгона. Особенности управления боевой машиной ночью. Режимы светомаскировки. Сигналы управления движением колонны. Действия механика-водителя в опасных дорожно-транспортных ситуациях, в условиях минной войны. Оценка и прогнозирование развития ситуаций. Ответственность и обязанности должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности.
ЦЕЛИ: 1. Довести до личного состава требования безопасности при проведении занятий и других видах эксплуатации.
2. Объяснить действия механика-водителя при различных ситуациях.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Медицинский пункт
РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЕ: «Курс вождения БМ», «Вождение БМ», «Наставление по вождению БМ»,
№ | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ | ВРЕМЯ | ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМОГО |
1. | Вводная часть. | -Проверить наличие личного состава. -Довести тему и цель занятия. -Довести ТБ. | 5 мин | Обучаемые слушают. |
2. 3. | ОСНОВНАЯЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | Современные боевые машины являются коллективным оружием, поэтому успех подразделений при совершении маршей и действиях на поле боя зависит не только от обученности механиков-водителей (водителей)1, но и от слаженности экипажей, участия всех членов экипажей в подготовке машин к движению, их обслуживании, оказании помощи водителю в управлении машиной. Командир должен так организовать обслуживание своей машины, чтобы в полном объеме и качественно выполнялись все работы, предусмотренные соответствующими руководствами; при проведении контрольных осмотров учитывать особенности предстоящих действий, характер местности, условия видимости и в соответствии с этим проводить мероприятия по предупреждению вынужденных остановок. При передвижении командир должен управлять действиями водителя, следить за соблюдением Правил дорожного движения и дисциплины марша, задавать направление и режим движения при действиях в предбоевых и боевых порядках в соответствии с конкретной обстановкой, условиями местности и видимости. Чтобы умело выполнять свои обязанности по управлению действиями водителя, командир должен сам знать приемы управления и правила вождения машины в различных дорожных условиях и Правила дорожного движения. Требования безопасности 1.Производить пуск двигателя и начинать движение машины разрешается только по команде руководителя занятия. Перед пуском двигателя проверяется положение рычага переключения передач, который должен находиться в нейтральном положении, и подается предупредительный звуковой сигнал. Подача звукового сигнала повторяется при трогании машины с места. 2. Команды на движение машин с исходной линии должны подаваться руководителем занятия по радио или с помощью светофора. 3. Во время движения по маршруту объезжать впереди стоящую машину разрешается только по команде руководителя занятия или инструктора (командира машины). 4.Перед преодолением танком препятствий (заграждений), на которых возможно утыкание пушки в грунт, необходимо придать ей необходимый угол возвышения или развернуть башню пушкой назад. 5. Личный состав, назначенный для восстановления препятствий и для контроля за качеством вождения, при прохождении машины должен находиться в стороне от препятствий в обозначенном месте (безопасном), осматривать препятствия только после прохождения машин. Руководитель должен иметь связь с личным составом, находящимся у препятствий. 6. На машинах, находящихся ночью на маршруте, должны быть включены габаритные фонари и, кроме того, на башнях танков, БМП (корпусов бронетранспортеров) установлены световые знаки (фонари) с номерами, по которым можно следить за движением машин. 7.Запрещается:
Требования безопасности при движении через железнодорожные переезды и мосты 8. Перед неохраняемым железнодорожным переездом при движении одиночной машины механик-водитель обязан остановить машину не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а при их отсутствии — не ближе 10 м до первого рельса, а командир — выйти из нее, осмотреть переезд и, убедившись в полной безопасности движения, провести машину через переезд. 11. Через железнодорожный переезд машину нужно вести под прямым углом к полотну на одной из низших передач, не изменяя скорости движения, без остановок и поворотов. Запрещается выезжать на переезд при отсутствии видимости, при закрытом либо начинающем замыкаться шлагбауме и независимо от положения шлагбаума при мигающих красных сигналах светофора или включенной звуковой сигнализации, самовольно открывать шлагбаум или объезжать его, пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах.
Остановка, стоянка, маневрирование Остановка машины может быть преднамеренной (в заранее намеченном месте) и вынужденной. В любом случае машину нужно останавливать плавно. Для преднамеренной остановки машины необходимо: снизить скорость движения; отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок) и выключить главный фрикцион (сцепление); поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; включить главный фрикцион (сцепление); плавно нажать на педаль привода тормозов при подходе к намеченному месту остановки; поставить ее на стояночный тормоз. При вынужденной остановкемашины необходимо: отпустить педаль подачи топлива (дроссельных заслонок); нажать на педаль привода тормозов; перед остановкой выключить главный фрикцион (сцепление) и, продолжая торможение, остановить машину; поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение; включить главный фрикцион (сцепление) и отпустить педаль тормозов; поставить ее на стояночный тормоз. При торможении и остановке машины необходимо соблюдать следующие правила: торможение во всех случаях, особенно на скользкой дороге, производить плавно; чем выше скорость движения я меньше сила сцепления машины с грунтом, тем более плавно надо тормозить; направлять машину при торможении так, чтобы гусеницы или колеса имели одинаковое сцепление с грунтом; при движении машины с бортовым креном, с большой скоростью или по скользкой дороге избегать торможения; не допускать движения машин юзом; в случае возникновения юза немедленно прекратить торможение. При повороте на машину действует центробежная сила, направленная в сторону, противоположную повороту. Величина этой силы зависит от крутизны поворота и скорости движения машины на повороте. Чем больше скорость и круче поворот, тем больше величина этой силы. Опасность увеличения центробежной силы состоит в том, что, стремясь отбросить машину с окружности поворота, она может вызвать боковой занос и даже опрокидывание машины. При повороте машины необходимо соблюдать следующие правила: выбирать участки пути с меньшим сопротивлением повороту, перед поворотом снижать скорость движения; поворачивать штурвал (руль) плавно, без рывков; избегать крутых поворотов на большой скорости, а также при преодолении подъемов, спусков и косогоров; не допускать резких поворотов и разворотов при движении по рыхлому грунту, глубокому снегу, по льду и болоту; плавно возвращать в исходное положение штурвал (руль) при выходе машины из поворота; в случае заноса машины при повороте необходимо прекратить поворот и быстро повернуть штурвал (руль) в сторону заноса кормы машины. При движении на повышенных скоростях, на скользких и обледенелых грунтах поворот осуществлять плавно. Крутые повороты производить только при движении на низших передачах. Перед поворотами снижать частоту вращения коленчатого вала двигателя (на БМП после поворота штурвала – увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя). Если при крутом повороте БМП забегающая гусеница начинает пробуксовывать, торможение надо прекратить, продвинуть машину не менее чем на половину корпуса, после чего продолжать поворот. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Обгон, последствия не соблюдения правил обгона По команде инструктора для отработки техники разъезда, обгона и приемов обхода машины могут останавливаться. В населенном пункте машины двигаются по заранее выбранному маршруту, который обеспечивает изменение направления их движения на противоположное. Проезд нерегулируемых перекрестков осуществляется по общим правилам дорожного движения с учетом помехи с права. - обгон транспортных средств, осуществляется только с разрешения Командира боевой машины - после получения команды на обгон, обучаемый, убедившись, что встречная полоса движения свободна, совершает обгон. Особенности управления боевой машиной ночью. Режимы свето- маскировки. При вождении ночью для освещения направления движения и наружной сигнализации на машине установлены светотехнические средства: фары, приборы ночного видения, габаритные и задние фонари, светомаскировочные устройства и другие осветители. Порядок пользования ими устанавливается командиром в зависимости от конкретных дорожных условий и боевой обстановки. При пользовании прибором ночного видения необходимо учитывать следующие особенности: уменьшается поле зрения, изображение предметов и местности воспринимается глазом несколько по-иному, чем при наблюдении в дневные приборы; встречные засветки прибора затрудняют наблюдение за дорожной обстановкой; для устранения мешающего действия встречной засветки нужно своевременно прикрывать шторку прибора; при движении по извилистым дорогам и при крутых поворотах поле зрения прибора не охватывает всей дорожной обстановки, в таких случаях водитель должен ориентироваться по выставленным указкам или командам регулировщика, а командир машины – четко управлять его действиями; при вождении с приборами ночного видения в машине должна быть минимальная освещенность. Не рекомендуется применять приборы ночного видения при движении одиночных машин по дорогам общего пользования Движение в условиях ограниченной видимости требует внимания не только со стороны водителя, но и командира машины. Водитель должен руководствоваться следующими правилами: строго соблюдать установленные дистанции; точно и быстро выполнять команды старших начальников; вести машину ближе к правой обочине дороги; постоянно бить в готовности к внезапному изменению дорожной обстановки; ориентироваться при движении по задним фонарям и следу впереди идущих машин; останавливаться только с правой стороны дороги и включать все габаритные фонари; строго соблюдать режим светомаскировки; если движение совершается со светом одной фары, то она должна быть с левой стороны. 1.ВОЖДЕНИЕ В БОЮБоевые действия проводятся, как правило, на пересеченной местности, вне дорог. Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа местности и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня противника. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием. При движении машины по пересеченной местности вне дорог командир машины должен руководствоваться следующими правилами вождения: по ровной местности с твердым грунтом, вести машину на возможно высшей передаче; участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины; избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или юза машины; по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним; на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, идущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов. Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности: увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу; понижается сцепление гусениц и колес с грунтом; при движении возможны буксования и заносы; трудно определить характер препятствий под снегом; блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение. Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25– 0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,075–0,15 МПа. Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед. При выполнении боевой задачи в составе подразделения командир машины должен: вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры; четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра; выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, за сигналами командира; маневрировать, используя складки местности и скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня; своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их. | | - Слушают - Запоминают - Слушают - Запоминают - Слушают - Запоминают - Слушают - Запоминают - Слушают - Запоминают |
Руководитель занятия: ________________________
1