Файл: Практическое задание 4 по учебному курсу Специальная детская психология.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» «Тольяттинский государственный университет» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4 по учебному курсу « Специальная детская психология»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2023
Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Важнейшим элементом работы изобразительной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями.
Таким образом, при формировании навыков рисования глухих детей старшего дошкольного возраста используются следующие пути обучения:
Детское изобразительное творчество направлено на отражение окружающей действительности
, которое обусловлено всем ходом психического развития.
Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве.
Этапы формирования изобразительной деятельности
Первый этап. Вызывание интереса к изобразительной деятельности
Начиная с раннего дошкольного возраста у нормально развивающихся детей возникает интерес к изобразительной деятельности. У ребенка же с нарушением слуха такого интереса нет.
Для вызывания у детей интереса к самой изобразительной деятельности, для формирования у них представлений о том, что все то, что их окружает, может быть изображено, целесообразно на глазах у детей средствами изображения создавать те или иные конкретные объекты.
Эту работу можно одновременно сочетать с упражнениями на развитие концентрации внимания, его переключения, слежения, увеличения его объема. Например, несколько раз из-за ширмы в одном и том же месте появляется игрушка «Мяч». Взрослый вместе с детьми обыгрывает мяч, потом его обследуют через ощупывающие движения, и, наконец, взрослый на глазах у детей лепит его.
После вызывания интереса к изобразительной деятельности с целью выявления у детей желания включиться в процесс создания изображения, рекомендуется выкладывать орудия изображения (карандаши, бумагу, краски, кисти, аппликационные элементы) на столиках у детей.
Второй этап. Формирование первичных элементарных изобразительных умений
С целью овладения детьми собственно изобразительными умениями целесообразно включать в работу игровые упражнения, которые одновременно способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, развитию осязательных ощущений и т. д.
Для обучения детей проведению линий в разных направлениях, используются задания со следующим алгоритмом выполнения: зарисовка взрослым линий на листе бумаги, проведение детьми по этим линиям указательным пальцем, самостоятельное изображение линий детьми.
Для овладения детьми умением проводить вертикальные линии сверху вниз, можно использовать такие игры, как «Воздушный шарик», «Привяжем ленточки к шарикам» (рисование карандашами, красками и кистью ниточек к шарам сверху вниз),
Для овладения детьми умением проводить горизонтальные линии слева направо, можно использовать следующие игры: «Где машинка? Вот машинка», «Дорожки» (рисование
линий слева направо карандашами, красками и кистью).
Для формирования способности проводить наклонные линии целесообразно использовать следующие игры: «Вот какая высокая горка» (рисование карандашами, красками и кистью наклонных линий сверху вниз),
Для обучения изображать замкнутые линии можно использовать такие игры, как «Гуляем по извилистой дорожке», «Клубочек» (изображение кругообразных линий карандашами, красками и кистью).
Для формирования умения производить элементарные действия с пластилином, с детьми можно проводить следующие игры: «Покормим птичек» (отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина);
Для овладения способностью изготавливать простые аппликации взрослый показывает способ создания аппликационных работ, а дети на основе подражания его действиям создают свои работы. Можно использовать следующие игры: «Воздушный шарик» (прикладывание готовых кругов к нарисованным ниточкам);
Третий этап. Содержание и методика обучения собственно изобразительной деятельности
Каждый вид продуктивной деятельности - рисование, лепка, аппликация - направлен на создание, прежде всего, целостных изображений предметов окружающего мира. Во всех этих видах деятельности существует своеобразное отношение между представлением и действием, в них ребенок идет от представления о предмете или явлении к его материальному воплощению - изображению.
Как показано в работах А.А.Венгер, у детей со слуховой депривацией предметный рисунок без специального обучения не появляется ни в младшем, ни в среднем дошкольном возрасте, тогда как у нормально развивающихся детей период становления предметного рисунка приходится на младший дошкольный возраста.
Вопрос о целостном восприятии предмета, с одной стороны, связан с вопросом становления зрительного образа, с другой стороны - с вопросом об отражении образа предмета через его изображение.
Для формирования у детей образов с целью их дальнейшего воплощения в предмет изображения целесообразно проводить игры, направленные на обучение детей выделять отдельные предметы из фона, прослеживать их передвижение в пространстве, сличать их в процессе выбора по подражанию и образцу, выделять предметы и их свойства при их практическом применении, запоминать и узнавать предметы и их свойства через некоторый промежуток времени и т.д.
Современная методика обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях слуховой депривации предусматривает развитие: сенсорно-перцептивной сферы, развитие пространственных отношений и мыслительных операций, обогащение чувственной основы, развитие речи, воображения, эмоционально-волевой сферы, овладение лепными, графическими и конструктивными умениями, развитие эстетической культуры и творческих способностей детей.
Успешная реализация выделенных программно-методических требований может быть только в условиях четкой организации педагогического процесса.
Этими условиями являются:
во-первых, при определении тематики занятий по лепке, рисованию, аппликации следует учитывать взаимосвязь таких разделов программы, как ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, развитие речи, развитие слухового восприятия, игровая деятельность;
во-вторых, взаимосвязь между видами изобразительной деятельности с учетом последовательности в передаче признаков объектов;
в-третьих, создание у детей готовности к изображению с натуры через изображение по подражанию и показу (поэлементному и целостному), по образцу (при постоянном наличии натуры, сравнении с ней, обследовании ее);
в-четвертых, последовательный переход от изображения одного предмета к двум, а затем и к предметам сложной конструкции;
в-пятых, использование в обучении разных методических приемов (совместные и сопряженные действия, действия по подражанию, действия по образцу).
1.Венгер, А.А. Некоторые особенности формирования восприятия глухих дошкольников // Научная сессия по дефектологии, пятая: Сб. ст. / Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Просвещение. – 1967. – С. 226–267.
2.Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А. Венгер. – М.: Просвещение. – 1972. – 168 с.
3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ. – 1997. – 96 с.
4.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение. – 1983. Т. 5: Основы дефектологии; под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.
5. Гаврилушкина, О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова [и др.]; под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение. – 1993. – С. 147-180.
Литература
(наименование института полностью) |
Специальное дефектологическое образование |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
ДФОбп-2001а |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Дошкольная дефектология |
(направленность (профиль) / специализация) |
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Смаль Виктории Алексеевны | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбп – 2001г | |
| | |
Преподаватель | Некрасова Екатерина Владимировна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Важнейшим элементом работы изобразительной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями.
Таким образом, при формировании навыков рисования глухих детей старшего дошкольного возраста используются следующие пути обучения:
- организация ориентировочно-исследовательской деятельности
- обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца)
- проведение упражнении с целью отработки движений руки, их качеств
- повторение детьми словесной инструкции
- запоминание правил и регуляция с их помощью движений.
Все эти способы должны использоваться в единстве.
Детское изобразительное творчество направлено на отражение окружающей действительности
, которое обусловлено всем ходом психического развития.
Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве.
Этапы формирования изобразительной деятельности
Первый этап. Вызывание интереса к изобразительной деятельности
Начиная с раннего дошкольного возраста у нормально развивающихся детей возникает интерес к изобразительной деятельности. У ребенка же с нарушением слуха такого интереса нет.
Для вызывания у детей интереса к самой изобразительной деятельности, для формирования у них представлений о том, что все то, что их окружает, может быть изображено, целесообразно на глазах у детей средствами изображения создавать те или иные конкретные объекты.
Эту работу можно одновременно сочетать с упражнениями на развитие концентрации внимания, его переключения, слежения, увеличения его объема. Например, несколько раз из-за ширмы в одном и том же месте появляется игрушка «Мяч». Взрослый вместе с детьми обыгрывает мяч, потом его обследуют через ощупывающие движения, и, наконец, взрослый на глазах у детей лепит его.
После вызывания интереса к изобразительной деятельности с целью выявления у детей желания включиться в процесс создания изображения, рекомендуется выкладывать орудия изображения (карандаши, бумагу, краски, кисти, аппликационные элементы) на столиках у детей.
Второй этап. Формирование первичных элементарных изобразительных умений
С целью овладения детьми собственно изобразительными умениями целесообразно включать в работу игровые упражнения, которые одновременно способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, развитию осязательных ощущений и т. д.
Для обучения детей проведению линий в разных направлениях, используются задания со следующим алгоритмом выполнения: зарисовка взрослым линий на листе бумаги, проведение детьми по этим линиям указательным пальцем, самостоятельное изображение линий детьми.
Для овладения детьми умением проводить вертикальные линии сверху вниз, можно использовать такие игры, как «Воздушный шарик», «Привяжем ленточки к шарикам» (рисование карандашами, красками и кистью ниточек к шарам сверху вниз),
Для овладения детьми умением проводить горизонтальные линии слева направо, можно использовать следующие игры: «Где машинка? Вот машинка», «Дорожки» (рисование
линий слева направо карандашами, красками и кистью).
Для формирования способности проводить наклонные линии целесообразно использовать следующие игры: «Вот какая высокая горка» (рисование карандашами, красками и кистью наклонных линий сверху вниз),
Для обучения изображать замкнутые линии можно использовать такие игры, как «Гуляем по извилистой дорожке», «Клубочек» (изображение кругообразных линий карандашами, красками и кистью).
Для формирования умения производить элементарные действия с пластилином, с детьми можно проводить следующие игры: «Покормим птичек» (отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина);
Для овладения способностью изготавливать простые аппликации взрослый показывает способ создания аппликационных работ, а дети на основе подражания его действиям создают свои работы. Можно использовать следующие игры: «Воздушный шарик» (прикладывание готовых кругов к нарисованным ниточкам);
Третий этап. Содержание и методика обучения собственно изобразительной деятельности
Каждый вид продуктивной деятельности - рисование, лепка, аппликация - направлен на создание, прежде всего, целостных изображений предметов окружающего мира. Во всех этих видах деятельности существует своеобразное отношение между представлением и действием, в них ребенок идет от представления о предмете или явлении к его материальному воплощению - изображению.
Как показано в работах А.А.Венгер, у детей со слуховой депривацией предметный рисунок без специального обучения не появляется ни в младшем, ни в среднем дошкольном возрасте, тогда как у нормально развивающихся детей период становления предметного рисунка приходится на младший дошкольный возраста.
Вопрос о целостном восприятии предмета, с одной стороны, связан с вопросом становления зрительного образа, с другой стороны - с вопросом об отражении образа предмета через его изображение.
Для формирования у детей образов с целью их дальнейшего воплощения в предмет изображения целесообразно проводить игры, направленные на обучение детей выделять отдельные предметы из фона, прослеживать их передвижение в пространстве, сличать их в процессе выбора по подражанию и образцу, выделять предметы и их свойства при их практическом применении, запоминать и узнавать предметы и их свойства через некоторый промежуток времени и т.д.
Современная методика обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях слуховой депривации предусматривает развитие: сенсорно-перцептивной сферы, развитие пространственных отношений и мыслительных операций, обогащение чувственной основы, развитие речи, воображения, эмоционально-волевой сферы, овладение лепными, графическими и конструктивными умениями, развитие эстетической культуры и творческих способностей детей.
Успешная реализация выделенных программно-методических требований может быть только в условиях четкой организации педагогического процесса.
Этими условиями являются:
во-первых, при определении тематики занятий по лепке, рисованию, аппликации следует учитывать взаимосвязь таких разделов программы, как ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, развитие речи, развитие слухового восприятия, игровая деятельность;
во-вторых, взаимосвязь между видами изобразительной деятельности с учетом последовательности в передаче признаков объектов;
в-третьих, создание у детей готовности к изображению с натуры через изображение по подражанию и показу (поэлементному и целостному), по образцу (при постоянном наличии натуры, сравнении с ней, обследовании ее);
в-четвертых, последовательный переход от изображения одного предмета к двум, а затем и к предметам сложной конструкции;
в-пятых, использование в обучении разных методических приемов (совместные и сопряженные действия, действия по подражанию, действия по образцу).
1.Венгер, А.А. Некоторые особенности формирования восприятия глухих дошкольников // Научная сессия по дефектологии, пятая: Сб. ст. / Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Просвещение. – 1967. – С. 226–267.
2.Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А. Венгер. – М.: Просвещение. – 1972. – 168 с.
3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ. – 1997. – 96 с.
4.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение. – 1983. Т. 5: Основы дефектологии; под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.
5. Гаврилушкина, О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова [и др.]; под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение. – 1993. – С. 147-180.
Литература