Файл: Психологопедагогический инструментарий развития характера взрослеющего человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

Тема: Психолого-педагогический инструментарий развития характера взрослеющего человека

Введение

Содержание

1. Особенности психического развития взрослеющего человека

2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

3.Достижения психического развития подростков

Заключение

Список литературы
1. Особенности психического развития взрослеющего человека
Психическое развитие– необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.

В своем психическом развитии человек проходит ряд возрастных периодов, охватывающих определенный возраст. В отечественной психологии возраст определяется как динамическое, постоянно меняющееся многоструктурное образование, обеспечивающее реализацию линий психического развития личности. Главным фактором, определяющим возраст, является представление о социальной ситуации развития, под которой понимается «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительно неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Изменения в развитии, которые обычно происходят в подростковом возрасте, подробно описаны в широко доступной литературе. Важно отметить, что каждая область развития переплетается с другой - физическим, социальным, эмоциональным и когнитивным развитием - наряду с социокультурными и средовыми влияниями и переживаниями. Ниже приводится краткое изложение некоторых ключевых аспектов развития подросткового возраста и характера этих изменений.

В ситуации резких социальных изменений, в условиях социальной нестабильности человек по-иному переживает время собственной жизни, сужаются временные перспективы и временные границы. Например, наблюдаются изменения в реальном временном содержании детства: в эпоху глобальных перемен временная продолжительность детства значимо сокращается. И наоборот, расширяются возрастные границы юношеского возраста, удельный вес молодежных инноваций в общественном развитии значительно возрастает. Таким образом, одним из предикторов особенностей возрастного развития в современном обществе становится отношение человека ко времени. Время может выступать не только энергопотенциалом, движущей силой, но и его тормозом, стрессогенным фактором, если не «идти в ногу со временем». Современная психологическая концепция развития интегрирует в себе три временных возраста: хронологический, социальный и исторический — как прошлое, настоящее и будущее. Небрежение временем неизбежно приводит к социальной дезадаптации человека, снижению самооценки, профессиональной некомпетентности. Адекватное отражение временных границ хронологического, социального и исторического времени — важная составляющая нормального психического развития и здоровья человека.


Личные качества - это характеристики, атрибуты или черты личности человека. Примеры личных качеств: честность, хорошее чувство юмора или надежность. Это важный аспект роста, охватывающий различные умственные способности. Она начинается с рождения, и по мере развития ребенка со временем меняются и его психические реакции. Начать с этих реакций очень просто, но со временем они приводят к сложной умственной деятельности.

В традиции отечественной психологии существует тенденция разделять предметы возрастной психологии и психологии развития. Предметом возрастной психологии является «раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому», т.е. единицей анализа выступает возраст как особый период развития. Предметом психологии развития, иначе называемой генетической психологией, является изучение возникновения, становления и развития психических процессов как таковых, например памяти или мышления.

Другая точка зрения на соотношение этих отраслей психологической науки состоит в том, что возрастная психология, изучающая закономерности развития человека в онтогенезе, понимается как часть психологии развития, которая шире, так как охватывает кроме онтогенеза также и филогенез, антропогенез, эмбриогенез и функционал генез.

Психологическая воспитанность человека — это осознание себя членом общества — субъектом взаимодействия с другими людьми, субъектами этого же общества, это сознательное и ответственное выполнение норм социального бытия, это постепенная не только социализация, но и индивидуализация взрослеющего человека.

Возраст развития и критерии его оценки — понятия многомерные, отражающие различные аспекты развития человека: биологический, психологический и социальный. Поэтому выделяют биологический возраст, который соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст, связанный с положением индивида в системе общественных отношений, с выполняемыми социальными ролями; психологический возраст, определяемый характером сенсомоторной и умственной деятельности, уровнем эмоционального и личностного развития, переживанием и отношением ко времени собственной жизни. Развития личности растущего и взрослеющего человека в соответствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психологического пола, с другой — психологической культуры межличностных отношений с лицами противоположного пола. Психологическая грамотность несет в себе потенциальную возможность воспитания психологической культуры личности. В.А. Сухомлинский писал: «Странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности, о том специфическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сфере духовной жизни. Тот факт, что человек, по существу, не знает о себе ничего, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться. Физическая, моральная, эстетическая культура немыслима без психологической культуры».



Психическое развитие включает в себя такие способности, как наблюдение, восприятие, наблюдение, запоминание, воображение, мышление, решение проблем и рост интеллекта, а также языка. Эти способности изменяются, растут и созревают с возрастом и ухудшаются в старости. Скорость изменений зависит от возраста и опыта. Несмотря на общую схему умственного развития, каждый человек растет и развивается по-своему.

Факторы, влияющие на умственное развитие, включают взросление, обучение и образование. Тип нервной системы, которую наследует человеческий ребенок, является важным фактором. Это помогает ему координировать различные действия и ответы. Он регулирует деятельность всех органов. Мозг, важная часть нервной системы, играет более значительную роль в умственном развитии человека, чем любая другая часть. Он помогает в восприятии окружающего мира, а восприятие является основой умственной деятельности - всего мысли и сознания.

Психологическое образование готовит человека к восприятию культуры в целом и восприятию культуры человеческих взаимодействий. Однако сами по себе психологические знания, сам по себе интерес человека к вопросам психологии или интерес, подкрепленный особым вниманием к своему собственному внутреннему миру, не гарантирует его интереса к личности другого человека, желания понять и принять его своеобразие. Надо помочь взрослеющему человеку войти в пространство психологической культуры личности, пробудить в нем желание жить по совести, то есть отвечать перед людьми и самим собой за свои поступки, действия и их последствия.

Конечно, моменты самоопределения представлены уже и у подростка. Однако формирующаяся потребность в самоопределении в раннем юношеском возрасте отличается тем, что выступает как потребность в формировании определенной смысловой системы жизни, в которой слиты воедино представления о мире и о самом себе, определены более или менее четкие планы на ближайшее и более отдаленное будущее. Чем понятнее человеку его призвание, тем отчетливее выражено его самоопределение — личностное, профессиональное, социальное.

Одним из важнейших условий психологической готовности к профессиональному самоопределению является не только осознание своих интересов, склонностей, способностей, призвания, но и понимание того, что выбранная специальность доставляет удовольствие, что нет творческих и нетворческих специальностей. Главное — отношение к любому делу, творческим не может быть занятие, которое неинтересно и нелюбимо.


Важно помочь учащимся осознать, что принятые в любом современном обществе нормы и правила поведения являются итогом многовекового опыта совместной жизни и взаимодействия людей, что каждое правило поведения имеет свою внутреннюю логику, свое разумное обоснование. Соблюдая его, людям легче уживаться друг с другом. По мере того как человек осваивает и присваивает социальные нормы, он становится все более ответственным за выбор содержания собственной жизни, за культуру взаимодействия с окружающими людьми. Любое нарушение правил культуры поведения ведет к нарушению отношений между людьми.

Конечно, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, которая заключается в том, что у старшеклассников сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного роста личности сейчас и в будущем. Ведь зрелость личности никогда не бывает законченным этапом своего развития. В личности постепенно созревают важнейшие психологические образования, усложняясь и обогащаясь на возрастных ступенях, в новых социальных ситуациях развития человека.
2. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст как сенситивный для развития волевых качеств личности. Источники и объекты волевого подражания подростка. Пути и средства формирования волевых качеств личности. Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Логика развития волевых качеств у подростков, последовательность появления этих качеств. Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.

Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.

спехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия.


Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.  Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.
Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.