Файл: Древнерусские имена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Древней Руси имя имело важное значение. Считалось, что наречение именем давало человеку связь с миром, влияло на события в его жизни.

История древнерусских имен началась в ту пору язычества, когда люди поклонялись богам. Имя создавали из слов, которые выражали качества характера либо внешние черты, которые желали видеть в своих детях. Если ребенка хотели наградить покровительством кого-то из высших сил или, наоборот, уберечь от темных, выразить любовь или возлагаемые надежды – все это использовалось при выборе имени. В ход шли названия животных, рыб, птиц, растений и даже местности.

1.3. Способы образования древнерусских имён.

Проанализировав древнерусские имена, найденные нами в литературе по ономастике, мы выделили несколько способов словообразования, которые использовались в процессе имятворчества нашими предками.

Морфологические способы.

Приставочный.

С помощью приставки НЕ, выражающей негативную оценку: Неудача, Нелюба, Несвой и т.д.

Суффиксальный.

Ширяй от широкий с помощью суффикса -АЙ-, -ЯЙ-.

Булгак-от булгачить (шуметь), Вторак - от второй с помощью суффикса -АК-, Вторуша- от второй , Милуша - от милый с помощью суффикса -УШ-.

Горыня («большой, подобный горе»)- от гора, Дубыня (сильный, подобный дубу») - от дуб с помощью суффиксов -ЫН-, -ИН-.

Женские имена Беляна, Снежана, Чернава и т.п. с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-,-АВА-Сложение корней.

Будимир («буди» и «мир»), Любомира («любая миру»).

Сложение корней.

Нередко сложение корней сочетается с усечением, например: Милорад («милый» и «радовать»), Светолик («светлый» и «лицо»), Богдан («данный» и «Богом»), Ладислав («славящий любовь»), Гремислав («прославленный»)

Очень часто происходило сокращение полных форм имени, до наших дней сохранились только сокращённые имена: Добрыня - от Доброслав или Доброгость, Путила - от Путислав или Путимир, Борис - от Борислав.

Кроме вышеуказанных ценностей, нашедших отражение в двуосновных именах, можно выделит также семью (Братомил), гостеприимство (Любогост) и другие.

Неморфологические способы.

Переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Из прилагательных в полной и краткой форме, например: Чужой, Горазд, Ждан, Любим

Из местоимений, например: Несвой, Ненаш;


Из глаголов, например: Балуй, Поспел;

Из числительных, например, Первой, Осьмой.

Переход из имён нарицательных в имена собственные.

Например: Окунь, Злоба, Жаворонок, Семейка.

1.4. Судьбы имён.

У имён – своя биография, история, судьба. Каждому человеку при рождении даётся имя. Имя – это языковой знак (выражение), называющий индивидуальный предмет (собственное имя). Наука о собственных именах называется ономастикой. Имена людей - часть истории народа. Быт, верования, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты отражаются в именах.

Во всех цивилизациях, во все времена люди имели личные имена. Многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. Личное имя ( в древнерусском языке- рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование)- это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему индивидуально, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить с другими.

Каждого человека можно назвать только по имени, поэтому все его поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного значения имени. Говорят: у него доброе имя, или не позорь моего имени.

Личные имена употребляются в быту, в частных разговорах, а также в документах, в официальных ситуациях.

О связи имени человека и его судьбы догадывались еще древние. Сегодня уже никто не сомневается в том, что само имя является неким особым кодом, который формирует характер его владельца и влияет на ход его жизни.

В былые времена у разных народов мира, в том числе и у славян, существовала одна и та же традиция - давать человеку в течение жизни несколько имен. Под одним его знали только родные, под другим - вся община, третье было известно лишь ему самому. Кроме того, в детстве человек носил одно имя, а по достижении совершеннолетия получал новое, взрослое. Первое было скорее временным прозвищем, которое оберегало малыша от несчастий и болезней и наделяло определенными качествами. Такие прозвища часто бывали намеренно неблагозвучными. Считалось, что злые силы не польстятся на Нелюба, Незвана, Злобу или Хворошу. Если родители очень хотели появления на свет наследника, то его могли назвать Жданом, а слабую, родившуюся раньше срока девочку, для того чтобы она выжила, могли прозвать в честь богини смерти – Мара.

Когда ребенку исполнялось приблизительно 12 лет (в разных традициях по-своему), он проходил обряд инициации и нового имянаречения. Как правило, действо происходило у реки, озера или костра, поскольку вода и огонь, как энергетически сильные вещества, очищают тело и душу. Вместе с детским прозвищем символически смывались или сжигались и детские модели поведения. «Взрослое имя» давал жрец или старейшина рода. Таким образом человек полноправно входил в социум. Это была уже не кличка, а настоящее имя, вместе с которым у вчерашнего ребенка начиналась взрослая судьба. Он обретал свой путь, уже без опеки матери.



Даже после крещения на Руси долго сохранялась эта традиция – ребенку вскоре после появления на свет давали одновременно несколько имен. Одно – каноническое, закрепленное традициями православия и полученное по святцам: в честь святого, память которого праздновалась в день рождения или крещения. Второе – мирское. В повседневной жизни детей чаще называли прозвищами, сохранившимися с языческих времен. Именно из этих прозвищ пошли многие старинные русские, украинские, белорусские фамилии, сохранившиеся до наших дней и звучащие довольно дико. Причем многие из них вполне благородного происхождения: в списках служивых дворян XVI века встречаются Кобыла, Кошка, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Осока, Редька, Жито, Капуста, Лопата, Ветошка, Невежа, Нехороший и даже Возгривая (то есть, простите, Сопливая) Рожа.

Заключение.

Данная работа посвящена изучение истории возникновения и происхождения древнерусских имён. В ходе работы можно сказать, что много русских людей носят древнерусские имена. Значение имени – это часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Список литературы.

Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

Вартаньян Э.А. Занимательно об именах»/ - Москва: Просвещение, 2009.

Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М.: Русский язык, 1978.

Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах/ - СПб.: Азбука – классика, 2001.

Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.

https://obuchonok.ru/node/1252

https://www.waylux.ru/imena_drevnie.html

https://fatecenter.ru/imena/imena-vsye-chto-kasaetsya-vashego-imeni/muzhskie-i-zhenskie-slavyanskie-imena/

https://www.stranamam.ru/post/282970/

Приложение.