Файл: Лабораторная работа понятие образовательной технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Цель работы: состоит в формировании основных понятий, связанных с образовательными технологиями.
Задачи работы:
1) освоить понятия: метод, методика, технология обучения, педагогическая технология, образовательная технология;
2) познакомиться с различными образовательными технологиями;
3) определить роль цифровых технологий в современном образовании;
4) научиться осуществлять поиск информации, связанной с образовательными технологиями;
5) научиться отстаивать свою точку зрения в дискуссии о возможностях образовательных технологиях.
Планируемые результаты
Студенты по завершению лабораторной работы должны:
Дескриптор
Результат выполнения лабораторного занятия
Формируемая
компетенция
знать
определение понятий: метод и методика
ОПК-2 определение понятий: технология обучения, педагогическая технология, образовательная технология
ОПК-2 характерные черты различных образовательных технологий
УК-1 виды цифровых технологий
УК-1
уметь
обосновать различия в содержании понятий метод, методика, технология обучения, педагогическая технология, образовательная технология
ОПК-2 обосновать возможности цифровых технологий для образования, воспитания и развития личности
УК-1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Основные понятия: метод, методика, технология обучения,
педагогическая технология, образовательная технология
Рассмотрим основные понятия, связанные с образовательными технологиями.
В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
1) способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Главная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, – это указание к педагогически целесообразному действию. М. И. Махмутов в методах выделяет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким
способом действует учитель, внутренняя – какими правилами он руководствуется. Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М. И. Махмутов). В этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются понятия «прием обучения», «методический прием». Принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов или отдельных действий, направленных на решение педагогических задач.
Методика –это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
Современный подход к обучению заключается в том, чтобы строить его на технологической основе.
Технология происходит от греческих слов teshple (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «Технология – это совокупность знаний о методах и средствах производственных процессов.
Технология преобразует интеллектуальную информацию в практические решения. Технология – это и способ выполнения работы, и способ участия людей в этой работе. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В. В.
Сериков).
Следует отличать технологию обучения от методики обучения. Разница между ними заключается в том, что технологии обучения удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в эти технологии. Методики часто не гарантируют должного качества. Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика объяснения нового материала. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать технологией.
Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Наиболее известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, П. М. Эрдниев,
В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др. Зарубежная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коскарелли и др.
Педагогическая технология– продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и

поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные образовательные и воспитательные технологии, позволяет учителю наилучшим образом осуществлять свою профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Образовательная технология– это совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса и структуры взаимодействия учащихся и педагога.
Технологичность образовательной системы предполагает полный контроль педагогического процесса, основанный на четкой концепции, обозначенной цели и конкретно заданных задачах, методологии и средствах обучения.
Образовательные технологии – это сложные системы методов и приемов, объединенные приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными задачами и содержанием, формами и методами организации образовательного процесса, где каждый элемент оказывает влияние на все остальные, что в конечном итоге создает определенный комплекс условий для развития учащихся.
Таким образом, в педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения.
Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Термин «образовательные технологии» является более полным, чем «технологии обучения», поскольку подразумевает также воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств учащихся (рисунок 1).
Рисунок 1 Отношение понятий

1.2
Классификация образовательных технологий
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образовательные технологии классифицирует по следующим видам:
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагают активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
2. Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа с информацией и т. д.).
3. Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
4. Технология
проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
5. Здоровьесберегающая
технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает условия для укрепления здоровья учащихся
(положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
6. Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
7. Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации обучения.
8. Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
9. Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
10. Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
11. Педагогика сотрудничества – это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
12. Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.
В педагогических источниках указываются и некоторые другие технологии:
традиционная
(репродуктивная)
технология;
технология
развивающего обучения; технология, основанная на коллективном способе
обучения;
технология
программированного
обучения;
технология
концентрированного обучения; технология дистанционного обучения.


1.3
Цифровые технологии и образование
В условиях быстрого роста производства и обновления знаний обучение на протяжении всей жизни и цифровое образование являются ключевыми словами, позволяющими идти в ногу с быстрым технологическим и социальным развитием. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Необходимые знания, умения и компетенции приобретаются часто за стенами учебных заведений, потому что образовательные программы часто не успевают за динамикой технологий. Педагог превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний. Цифровые технологии радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи. Это не только ставшие уже рутиной электронные презентации или использование видео.
Возможны прямые подключения к электронным базам данных, новостям, проходящим форумам и т.п.
Рассмотрим характеристики некоторых из цифровых технологий.
Адаптивное обучение (adaptive learning) – динамическое, основанное на анализе данных выстраивание индивидуальной траектории, учитывающее подготовленность, способности, цели, мотивацию и другие характеристики обучающегося. Основной принцип адаптивного обучения заключается в том, что обучающиеся, начиная обучение с разным уровнем опыта, знаний, умений и навыков, путем освоения индивидуальных траекторий достигают единых результатов обучения, определенных образовательной программой. Адаптивное обучение позволяет достигать результатов обучения за счет рекомендации наиболее оптимального по трудности цифрового контента для каждого обучающегося.
Виртуальная реальность (virtual reality, VR) – это объекты и субъекты синтетического мира, созданные с помощью информационно- коммуникационных, компьютерных технологий и передаваемые человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с виртуальной реальностью с частичным и полным погружением. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.
Геймификация (gamification) – применение компьютерных (и не только) игровых моделей в неигровых процессах с целью привлечения обучающихся, повышения их вовлеченности в решение задач обучения, построения образовательных траекторий.
Деловые симуляции и игры. Симуляция (simulation) – интерактивное обучающее событие, способ воспроизведения (моделирования) реальных процессов, событий, местоположений или ситуаций. Симуляция предполагает создание безрисковых пространств, в которых обучающиеся отрабатывают специфические навыки и ощущают последствия принятия решений, требующих определенного уровня риска. Деловая симуляция (business simulation) – симуляция, в которой моделируется принятие управленческих решений. Деловая
игра (serious play, serious game) – вид симуляции, включающий следующие игровые элементы: история, интерактивность, обратная связь и собственно игра
– игровой процесс и правила, количественно измеримый результат (достижение

цели и/или получение выигрыша).
Диджитализация обучения (digitalization of learning) – обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, т. е. использование цифровых технологий для создания новых возможностей обучения.
Дистанционное обучение (distance learning) – обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, т. е. технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагога и обучающегося.
Дополненная реальность (augmented reality, AR) – физическая среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи цифровых устройств, а также программного обеспечения к ним. Это часть смешанной, или гибридной, реальности, которая определяется как следствие объединения реального и виртуальных миров для создания новых окружений и визуализаций, где физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени.
Искусственный интеллект (artificial intelligence) (ИИ) – наука и технология создания интеллектуальных машин, интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.
Компетенции будущего. Компетенция (competence) – способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Это формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалиста. Совокупность компетенций, знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Массовый открытый онлайн-курс (massive open online course, MOOC) – вид дистанционных образовательных программ, предполагающий неограниченное число участников и открытый доступ через Интернет.
Основными характеристиками MOOC являются: мультимедийность и курирование контента; социальная коллаборация и вклад учащихся в обучение друг друга; отсутствие специфических требований «на входе»; географическая распределенность участников; интерактивность во взаимодействии учащихся с преподавателем и контентом; единые требования «на выходе», жесткое расписание программы, полное прохождение курса как необходимое условие получения сертификата об окончании; непрерывный, многомодульный
(состоящий из многих частей, сессий) опыт обучения; смесь асинхронного (в собственном ритме обучающегося), синхронного (в ритме всего потока) и основанного на когортах (в ритме отдельных групп внутри потока) электронного обучения; мотивации участников с использованием всех доступных преимуществ современных технологий обучения (геймификация, микрообучение и т. д.).
Микрообучение
(microlearning)
– совокупность образовательных технологий, обладающих характеристиками: короткая продолжительность единиц контента; сфокусированность на конкретном результате обучения,

гранулированность (деление на части) контента; мультиформатность и мультиплатформенность.
Мобильное обучение (mobile learning, m-learning) – обучение с использованием персональных мобильных устройств. В настоящее время принято различать: мобильное электронное обучение (обучение по образовательным программам, переведенным в формат, доступный с мобильных устройств); мобильное обучение (использует преимущества неотъемлемых свойств мобильных устройств) чаще всего асинхронно, не привязано к какой-то теме/программе, неформализовано по способу реализации. Использование мобильного обучения расценивается как дополнение к формальному обучению; эффективно для осуществления поддержки деятельности на рабочем месте, обеспечения взаимосвязей людей.
Нативное обучение (native learning) – формат дистанционного обучения с применением привычных пользователю каналов коммуникации, используемых в рабочих и личных целях, например электронной почты, СМС, мессенджеров и других средств для мгновенного обмена сообщениями и аудио- и видеоконференций. Целью нативного обучения является снижение уровня формализации процесса обучения и повышение вовлеченности недостаточно активных обучающихся.
Обучение методом погружения (immersive learning), или «иммерсивное
обучение», – специфическая форма обучения через опыт посредством помещения обучающегося в специально сконструированную виртуальную среду с целью отработки навыков и стимулирования поведенческих изменений.
Погруженность/иммерсивность – психологическое состояние, в котором обучающийся полностью переключает внимание на некоторую иную реальность, находясь в виртуальной среде.
Перевернутое обучение (flipped learning) – это педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике. При использовании цифровых технологий в основу перевернутого обучения положена следующая формула: «самостоятельное онлайн-освоение нового материала + закрепление в ходе аудиторной работы».
Персонализация обучения (personalization of learning) – обучение, при котором цели обучения, учебные подходы, учебный контент, его последовательность, темп изложения, формы презентации и каналы доставки оптимизированы и могут варьироваться в зависимости от потребностей каждого учащегося.
Различают два направления персонализации обучения: персонализация для обучающегося, в рамках которой обучение адаптируется под конкретного слушателя; персонализация самим обучающимся, при которой слушатель выстраивает собственное обучение.
Смешанное обучение (blended learning) – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. п. Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного (очного) и электронного (онлайн) обучения, которые чередуются