Файл: Статья 2 Конституции Российской Федерации определила права и свободы человека как высшую ценность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лཾаཾсཾнཾо кཾотཾоཾрым обཾрཾащཾеཾнཾиཾе мཾожཾет быть пཾрཾизཾнཾаཾнཾо дཾопуཾстཾимым. Кཾрཾитཾеཾрཾиям пཾодཾвཾедཾомཾстཾвཾеཾнཾнཾоཾстཾи и дཾопуཾстཾимཾоཾстཾи обཾрཾащཾеཾнཾий отཾвཾечཾают лཾишь дཾо 3% пཾоཾступཾающཾих жཾаཾлཾоб. Пཾоэтཾому рཾеཾаཾльཾнཾо в судཾе рཾаཾсཾсмཾатཾрཾиཾвཾаཾетཾся нཾе тཾак мཾнཾогཾо дཾеཾл – мཾакཾсཾимум нཾеཾскཾоཾлькཾо дཾеཾсяткཾоཾв в гཾод. Пཾрཾедཾстཾоཾит вཾеཾсьмཾа сཾлཾожཾный и дཾлཾитཾеཾльཾный пཾрཾоцཾеཾсཾс оཾсཾвཾоཾеཾнཾия нཾоཾвཾогཾо пཾрཾаཾвཾа, пཾрཾеждཾе чཾем мཾехཾаཾнཾизм зཾащཾиты пཾрཾаཾв и сཾвཾобཾод зཾаཾрཾабཾотཾаཾет бཾоཾлཾеཾе эффཾектཾиཾвཾнཾо2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного можно сформулировать следующие обобщения и выводы.
Понятие «защита» относится к числу многозначных в современной юридической науке. Это во многом обусловлено разнообразием объектов правовой защиты. Объектом механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, на наш взгляд, являются именно права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных документах, в конституции государства, в текущем законодательстве и обеспеченные адекватными мерами государственного принуждения, включая правосудие.
Самым важным элементом в механизме правовой защиты является обеспечение правового статуса личности1. Так же, для более подробного и полного анализа лиц, участвующих в судебном процессе, нужно выделить несколько следующих категорий:
1) Органы публичной власти
2) Не государственные право защитные организации
3) Обладатели субъективных прав, которые подлежат защите.
Механизм судебной защиты имеет очень сложную и разветвленную структуру, поэтому требует детального анализа работы всех государственных органов. В связи с тем, что наше государство являешься федеративным, власть представлена центральной подсистемой и субъектов РФ. При этом каждая из них выполняет свою особую роль в реализации механизма по обеспечению и осуществлению правового статуса личности.
Если рассматривать все государство в целом и отдельные его регионы, то можно увидеть множество разных подходов к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности. Специфика субъектов заключается в:
1) высокой степени субординации по отношению к федеральному центру;
2) в особых ограничениях в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления;
3) в политических, экономических, географических, национальных, культурных и иных особенностях конкретного субъекта Федерации;
4) в специфике статуса субъектов Федерации того или иного вида (республика, город федерального значения, край, область, автономная область, автономные округа).
Рассматривая защиту прав и свобод, нужно знать из строгую классификацию. Исходя из историко-правовых критериев можно выделить три поколения прав человека1:
- Права первого поколения- это естественные и неотъемлемые права. Они основываются на невмешательстве государства в частную жизнь человека.
- Права второго поколения- это совокупность экономических и социальных прав.
- Права третьего поколения- это техногенные, экологические, ядерные и другие. На сегодняшний день они стоят лишь на этапе формирования.
Но для исследования и анализа механизма защиты прав и свобод личности историко-правовой подход обладает невысокой продуктивностью. Поэтому более оптимальным является видовое деление. Оно включает в себя: личные или гражданские, политические, социальные и экономические права. Преимущество данного деления имеет смысл в процессе рассмотрения каждого элемента механизма защиты.
В правозащитном механизме гражданских прав важно учитывать то, что полномочия субъектов касающиеся личных прав должны быть зафиксированы в федеральных законах. Если же правотворчество регионов будет опережать законодательство центра, единство правового статуса личности в стране встанет под угрозу нарушений.
Говоря о политических правах, надо обратить внимание на то, что они в отличии от личных, реализуются на всех уровнях публичной власти. Так же важно то, что органы публичной власти имеют свою специфику формирования и функционирования. Из этого следует, что ведущей задачей регионального законодательства является обеспечение публичности в работе государственных органов.
Окончательным элементом в исследовании специфики защиты прав остается социально-экономический элемент. Он существенно отличается от рассмотренных выше групп по нескольким причинам. Во-первых социально-экономические права не могут быль защищены индивидуальным либо коллективным обжалованием. Главным способом защиты является государственный или общественный контроль, сопровождающийся достаточным финансированием из федерального бюджета.
Несмотря на все это, теоретический механизм реализации права на судебную защиту прав и свобод личности сильно расходится с практикой. В современной России этот механизм еще не создан. В Конституции провозгласили права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но обеспечить их реализацию и защиту пока не можем. Причиной такого явления может быть превосходство уголовно- правовых и гражданско-правовых подходов к судебной защите прав и свобод личности. Следовательно, конституционные права, будучи не относящимися к этим группам оказываются под слабой защитой.
В этом, правовой механизм нашей страны сильно отличается от Европейского1. Там суд по правам человека оказывает очень сильную юридическую защиту правам и свободам человека и гражданина, не руководствуясь при этом гражданско- или уголовно правовыми методами. Задачей Европейского суда по правам человека является выявление нарушений прав, обозначенных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если факт нарушения был установлен, то суд взыскивает компенсацию с государства-ответчика. В Российской Федерации суды не имеют такие полномочия.
Еще одним достаточно важным недостатком Российской системы судебной защиты является обобщенная формулировка статьи 55 Конституции РФ. В результате этого законодательная, исполнительная и судебная ветвь власти на свое усмотрение толкуют данную норму. Нередко этот факт приводит к нарушениям правового статуса личности2.
Мы считаем, что не смотря на существенный перечень недостатков Российский правовой механизм развивается в верном направлении. На сегодняшний день, его роль стараются восполнить органы местного самоуправления и формирующиеся гражданское общество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием // 12 декабря 1993года.
1 Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан: // Научно-практическое пособие – М.:Наука, 2015. С. 105.
1 Комкова Г.Н. Права человека, гражданское общество и безопасность государства: проблемы соотношения// Конституционные чтения. 2012. №7.
1 Корнев В.Н. Право на достойное человеческое существование: некоторые размышления о его природе// Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении. Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2014
2 Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2012.
1 Леонова Н.И. Правовая культура и эволюция конституционного права граждан РФ на обращение в государственные органы// Правовая культура. 2014. № 1.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 15.02.2014).
1 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // 31 декабря 1996 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1997. № 1.
2 Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-правовой аспект). Дисс. к.ю.н.- Волгоград, 2012.
1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция от 03.11.2013)
1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 10.01.2014).
1 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // 2 мая 2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2012.
2 Зорина Я.А. Конституция (устав) как основной закон субъекта Российской Федерации / Под ред. П.А.Астафичева.- Орел: ОРАГС, 2014.
1 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
2 Тихон Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина/ Под ред. Г.Н.Комковой.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного можно сформулировать следующие обобщения и выводы.
Понятие «защита» относится к числу многозначных в современной юридической науке. Это во многом обусловлено разнообразием объектов правовой защиты. Объектом механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, на наш взгляд, являются именно права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных документах, в конституции государства, в текущем законодательстве и обеспеченные адекватными мерами государственного принуждения, включая правосудие.
Самым важным элементом в механизме правовой защиты является обеспечение правового статуса личности1. Так же, для более подробного и полного анализа лиц, участвующих в судебном процессе, нужно выделить несколько следующих категорий:
1) Органы публичной власти
2) Не государственные право защитные организации
3) Обладатели субъективных прав, которые подлежат защите.
Механизм судебной защиты имеет очень сложную и разветвленную структуру, поэтому требует детального анализа работы всех государственных органов. В связи с тем, что наше государство являешься федеративным, власть представлена центральной подсистемой и субъектов РФ. При этом каждая из них выполняет свою особую роль в реализации механизма по обеспечению и осуществлению правового статуса личности.
Если рассматривать все государство в целом и отдельные его регионы, то можно увидеть множество разных подходов к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности. Специфика субъектов заключается в:
1) высокой степени субординации по отношению к федеральному центру;
2) в особых ограничениях в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления;
3) в политических, экономических, географических, национальных, культурных и иных особенностях конкретного субъекта Федерации;
4) в специфике статуса субъектов Федерации того или иного вида (республика, город федерального значения, край, область, автономная область, автономные округа).
Рассматривая защиту прав и свобод, нужно знать из строгую классификацию. Исходя из историко-правовых критериев можно выделить три поколения прав человека1:
- Права первого поколения- это естественные и неотъемлемые права. Они основываются на невмешательстве государства в частную жизнь человека.
- Права второго поколения- это совокупность экономических и социальных прав.
- Права третьего поколения- это техногенные, экологические, ядерные и другие. На сегодняшний день они стоят лишь на этапе формирования.
Но для исследования и анализа механизма защиты прав и свобод личности историко-правовой подход обладает невысокой продуктивностью. Поэтому более оптимальным является видовое деление. Оно включает в себя: личные или гражданские, политические, социальные и экономические права. Преимущество данного деления имеет смысл в процессе рассмотрения каждого элемента механизма защиты.
В правозащитном механизме гражданских прав важно учитывать то, что полномочия субъектов касающиеся личных прав должны быть зафиксированы в федеральных законах. Если же правотворчество регионов будет опережать законодательство центра, единство правового статуса личности в стране встанет под угрозу нарушений.
Говоря о политических правах, надо обратить внимание на то, что они в отличии от личных, реализуются на всех уровнях публичной власти. Так же важно то, что органы публичной власти имеют свою специфику формирования и функционирования. Из этого следует, что ведущей задачей регионального законодательства является обеспечение публичности в работе государственных органов.
Окончательным элементом в исследовании специфики защиты прав остается социально-экономический элемент. Он существенно отличается от рассмотренных выше групп по нескольким причинам. Во-первых социально-экономические права не могут быль защищены индивидуальным либо коллективным обжалованием. Главным способом защиты является государственный или общественный контроль, сопровождающийся достаточным финансированием из федерального бюджета.
Несмотря на все это, теоретический механизм реализации права на судебную защиту прав и свобод личности сильно расходится с практикой. В современной России этот механизм еще не создан. В Конституции провозгласили права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но обеспечить их реализацию и защиту пока не можем. Причиной такого явления может быть превосходство уголовно- правовых и гражданско-правовых подходов к судебной защите прав и свобод личности. Следовательно, конституционные права, будучи не относящимися к этим группам оказываются под слабой защитой.
В этом, правовой механизм нашей страны сильно отличается от Европейского1. Там суд по правам человека оказывает очень сильную юридическую защиту правам и свободам человека и гражданина, не руководствуясь при этом гражданско- или уголовно правовыми методами. Задачей Европейского суда по правам человека является выявление нарушений прав, обозначенных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если факт нарушения был установлен, то суд взыскивает компенсацию с государства-ответчика. В Российской Федерации суды не имеют такие полномочия.
Еще одним достаточно важным недостатком Российской системы судебной защиты является обобщенная формулировка статьи 55 Конституции РФ. В результате этого законодательная, исполнительная и судебная ветвь власти на свое усмотрение толкуют данную норму. Нередко этот факт приводит к нарушениям правового статуса личности2.
Мы считаем, что не смотря на существенный перечень недостатков Российский правовой механизм развивается в верном направлении. На сегодняшний день, его роль стараются восполнить органы местного самоуправления и формирующиеся гражданское общество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием// 12 декабря 1993. -
Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // 10 декабря 1948. -
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // 31 декабря 1996 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 2001. № 51. Ст. 4825. 2005. № 15. Ст. 1274. -
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // 26 февраля 1997 г. с послед, изм.// СЗРФ. 1997. № 9. Ст. 1011. 2012. № 43. Ст. 4411. 2014. № 24. Ст. 2788. -
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" -
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 15.02.2014). -
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция от 03.11.2013) -
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 10.01.2014). -
Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» // 17 декабря 1998 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270. 2005. № 8. Ст. 604. 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 3603. -
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // 2 мая 2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2012. -
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» от 27 мая 2014 г.// Российская газета. 2014. 4 июня. -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" -
Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2012. -
Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-правовой аспект). Дисс. к.ю.н. - Волгоград, 2012. -
Горин А.Е., Перов О.Ю. Развитие принципа целесообразности в юридической науке и законодательстве// Современное право. 2015. №3. -
Гунич C.B. Понятие и сущность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе.- Хабаровск: ДЮИ МВД РФ, 2014. -
Дьяченко О.В. Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов// Научные труды кафедры.- Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. -
Зорина Я.А. Конституция (устав) как основной закон субъекта Российской Федерации/ Под ред. П.А.Астафичева.- Орел: ОРАГС, 2014. -
Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан: // Научно-практическое пособие – М.:Наука, 2015. С. 105. -
Комкова Г.Н. Права человека, гражданское общество и безопасность государства: проблемы соотношения// Конституционные чтения. 2012. №7. -
Корнев В.Н. Право на достойное человеческое существование: некоторые размышления о его природе// Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении.- Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2014 -
Лазарев В.В. Об установлении пробелов в конституционном праве// Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения/ Под ред. С.А.Авакьяна.- М.: МГУ, 2014. -
Леонова Н.И. Правовая культура и эволюция конституционного права граждан РФ на обращение в государственные органы// Правовая культура. № 1. 2014. -
Нерсесян B.C. Право и правовой закон / Под ред. В.В.Лапаевой. - М.: Норма, 2015. -
Подгорбунских A.B. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов граждан на жилище. Авто-реф. к.ю.н.- Омск, 2015. -
Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса// История государства и права. №11. 2015. -
Сосна А. Защита основных прав и свобод Европейским Судом по правам человека// Научные труды РАЮН. Вып. 9. Т. 1. 2015. -
Тихон Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина/ Под ред. Г.Н.Комковой.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием // 12 декабря 1993года.
1 Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан: // Научно-практическое пособие – М.:Наука, 2015. С. 105.
1 Комкова Г.Н. Права человека, гражданское общество и безопасность государства: проблемы соотношения// Конституционные чтения. 2012. №7.
1 Корнев В.Н. Право на достойное человеческое существование: некоторые размышления о его природе// Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении. Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2014
2 Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2012.
1 Леонова Н.И. Правовая культура и эволюция конституционного права граждан РФ на обращение в государственные органы// Правовая культура. 2014. № 1.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 15.02.2014).
1 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // 31 декабря 1996 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1997. № 1.
2 Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-правовой аспект). Дисс. к.ю.н.- Волгоград, 2012.
1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция от 03.11.2013)
1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 10.01.2014).
1 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // 2 мая 2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2012.
2 Зорина Я.А. Конституция (устав) как основной закон субъекта Российской Федерации / Под ред. П.А.Астафичева.- Орел: ОРАГС, 2014.
1 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
2 Тихон Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина/ Под ред. Г.Н.Комковой.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014.