Файл: 1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.






Название и время




Предмет психологии, его содержание




Методы исследования

психики




Основные достижения




I этап.

Донаучный,

до VII—VI вв. до н.э.




Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций




Нет




Общее представление об

охранительной и активной

роли души




II этап.

Философский

VII—VI вв. до н.э.—

конец XVIII -

начало XIX в.




Античная

психология




Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции

поведения




Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при

исследовании содержания и функций души




Определение основных

проблем психологии, связанных с исследованием

познания, активности

души, способов регуляции

поведения и пределов свободы человека




Психология

Средневековья




Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного по-

знания мира




Появление собственно психологического метода — интроспекции




Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии

масс




Психология

Возрождения

и Нового

времени




Сознание — его содержание и пути его формирования




Интроспекция и частично

логика — методы индукции,

дедукции, анализа и т.д.




Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное




III этап.

Ассоцианистическая

психология,

конец XVIII -

начало XIX в. —

середина XIX в.




Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные

процессы, а также (в конце этого периода) и поведение




Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)




Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики,

дальнейшее развитие концепций бессознательного




IV этап.

Экспериментальная

психология,

середина XIX —

начало XX в.




Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы




Экспериментальный метод, а также интроспекция

и анализ результатов творческой деятельности как

человека, так и народа в целом, появление первых тестов




Появление экспериментальной психологии, первых теорий ‘психологии

народов‘ новых данных

о психических процессах

(прежде всего памяти).

Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса




V этап.

Методологический

кризис и разделение пси-

хологии

на отдельные школы

10-30-е гг. XX в.




Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики,
поток сознания

(функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические

функции и деятельность (советская психология)




Появление новых методов,

важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса

изучения, формирование

связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей

(гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)




Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий

изучения и развивающего

обучения, творческого

мышления. Появление

первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и

социального окружения

как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии




VI этап.

Дальнейшее развитие пси-

хологических школ

(40-60-е гг.)




Появление новых направлений, для которых

предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и

этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)




Появление опросников,

новых экспериментальных

методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта




Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем

психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий




VII этап.

Современная

психология (60-е гг. —

конец XX в.)




Развитие предмета психологии в рамках от-

дельных психологических школ




Совершенствование методов экспериментального

исследования психики, появление разнообразных

диагностических методик




Появление тенденции к

объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ





2. Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований.В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – веры в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом.

3. Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.

Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекцииявляются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации)