Файл: Семинарскопрактическое занятие 1 по темам Общее понятие о психологи как науке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология


Группа 22П161в
Студент
Л.В.Сазонова


МОСКВА 2023

Семинарско-практическое занятие № 1

по темам «Общее понятие о психологи как науке.

Раздел II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Историческое развитие психологии (общий анализ).
2. Основные подходы к пониманию предмета психологии.
3. Современные психологические концепции.
4. Основные принципы психологии и их характеристика.
5. Структура современной психологии и взаимосвязь психологии с другими науками.

1. Историческое развитие психологии (общий анализ)

Психология прошла свой индивидуальный путь развития. Это подтверждают слова немецкого психолога Г.Эббингауза: «У психологии огромное предыстория и очень короткая история».

Психология действительно прошла продолжительный путь в её становлении, в ходе которого постоянно менялась представление человека о психических явлениях.

Выделяются четыре этапа: первый этап как наука о душе, второй этап как наука о сознании, третий – как наука о поведении, четвёртый – как наука о психике.

1 этап

Главным предметом изучения считалась душа. Была выдвинута теория, что все непонятные явления в жизни человека связаны с душой. Философы разных направлений в понятие «душа» вкладывали разный смысл. Кто-то считал, что сознание и есть душа, а кто-то утверждал, что душа незрима.


Таким образом, в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, когда душа рассматривалась как нечто независимое от тела.

2 этап.

Главным предметом изучения стало сознание. Родоначальник этого этапа развития - Рене Декарт. Он считал, что знания строятся на очевидных данных, исходящих из интуиции человека. В данный период отмечается всплеск интереса к психическим фактам и явлениям. В середине этапа были выявлены выдающиеся открытия, именно они способствовали экспериментальному изучению внутреннего мира человека. На этом этапе доказано, что между душевными и материальными явлениями существует зависимость.

Игнорирование бессознательного привело к переходу следующего этапа.

3 этап.

На данном этапе предметом изучения стало поведение. Американский учёный Watson считал, что психология должна заниматься не явлениеми сознания, а именно поведением. Основной задачей стояло наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Абсурдно то, что один и тот же стимул может вызвать совершенно разные реакции у разных людей.

4 этап

Предметом изучения стало непосредственно психика. Психология стала рассматриваться как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы человеческой психики. На данном этапе проявлялась гуманистическая психология: главный предмет – личность, как уникальная целостная система; трансперсональная психология: интегрирует психотерапевтическую практику.

На данный момент времени происходит интеграция различных направлений. Каждый по-разному представляет предмет психологии. Истины о её представлений не существует.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что психология прошла большой путь в своем развитии, и различные представители этапов вносили свои изменения.

Раздел III. Основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.
Он утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия, определяя ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [5, с.129].
Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики.



Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образов восприятия.

Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.

По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма ХУ1-ХУП вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки. Дж. Локк больше внимания уделял первому принципу, то представители ассоциативного направления строили свои умозаключения на основе второго принципа.

Раздел IV. Заполнить пробелы:

Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой «тени», заключенной в теле.
2. По мнению Декарта, действия организма определяются нервами, находящимися в головном мозгу.
3. Рационализм – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.
4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением сознания и процессов мышления.
5. Первая лаборатория психологии была основана Виль­гельмом Вундтом в 1881 г.
6. По мнению основателя бихевиоризма Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы S-R (каждой ситуации или стимулу S соответствует определенное поведение R).

7. Согласно теории психоанализа многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.
8. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной самореализации.

Семинарско-практическое занятие № 2 по теме «Основные методы психологических исследований»

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):

1. Понятие метода и методологии.

2. Классификация методов исследования и их характеристика.

3. Научное исследование, его принципы и структура, общая логика научного исследования.

4. Эмпирические методы в психологии.

5. Основные этапы организации и проведения экспериментального исследования.

6. Интерпретация и представление результатов исследования, требования к интерпретации


Понятие метода и методологии.

Методология научных исследований.. Понятие методологии и метода. Важно различать такие понятия, как методология и метод. Методология – это учение о структуре Понятие методологии и метода. Важно различать такие понятия, как методология и метод. Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Метод – это совокупность приёмов или операций практической или теоретической деятельности. Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого – познание сущности явлений, их внутренних связей. Каждая отрасль естествознания вместе с общенаучными методами применяет свои конкретно-научные, специальные методы. Однако часто методы, характерные для какой- либо конкретной науки применяются и в других науках. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам. Всеобщих методов в истории познания – два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Диалектический метод – это метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии.


III. Теоретическое задание (выбрать и выполнить одно из заданий):
1. Представьте основные виды психологического эксперимента, их преимущества и недостатки.
2. Сравните метод научного наблюдения и эксперимента, их достоинства и ограничения (можно представить в таблице).
3. Перечислите и сравните опросные методы, используемые в психологии.
4. В чем отличие стандартизированных и нестандартизированных тестов? Дайте сравнительную характеристику.
5. Прочитайте любую работу по теме «Методы психологических исследований» и напишите тезисы (на выбор студента).
2. Сравните метод научного наблюдения и эксперимента, их достоинства и ограничения (можно представить в таблице)

МЕТОД НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

Доступность

Большие затраты времени в связи с

пассивностью наблюдателя (позиция

выжидания) -наблюдатель не вмешивается в процесс.

Высокая объективность

Высокие временные и

финансовые затраты

Не имеет возрастных ограничений

Невозможность повторного наблюдения

тождественных фактов.

Возможность

выявить и изучить

причинно-

следственные связи

между событиями

Сложность в

обеспечении чистоты

эксперимента

Не искажает естественного протекания

Психических процессов. Сохранение -

«внешней» валидности

Трудность установления причины явления:

- слитность фактов с попутными явлениями;

возможность

субъективизма

(исследователь

подвержен

действиям

социальных стереотипов, установок)




Неуверенность в

применении результатов

эксперимента для других

условий среды

Позволяет наблюдать совокупность

проявлений всех процессов (целостную

личность)

Трудность статистической обработки

данных







Проявления психики не теряют своей объективности

Требует особой подготовки