Файл: Айте характеристику терапевтическому контакту. Опишите принципы, по которым работает телефон доверия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети — мальчики и девочки до 12 лет составляют 10% от числа обратившихся на ТД лиц, подростки 13-16 лет составляют 14, 3%.
Первичные обращения детей и подростков составляют 90%, а 10% — повторные и регулярные.
Из абонентов женского пола чаще обращаются подростки в возрасте 13-16 лет и дети до 12 лет, из абонентов мужского пола — лица в возрасте 21-30 лет. Данная закономерность свидетельствует о большей степени общительности девочек-подростков, о более раннем социальном и физиологическом взрослении по сравнению с ровесниками-мальчиками.
Однако эти тенденции, выявленные при анализе данных работы ТД одного из российских городов (Арзамаса), не совпадают с теми, которые отмечают в других городах. Например, телефонная служба психологической помощи г. Перми отмечает, что примерно 80% всех обратившихся составляют клиенты в возрасте 12-18 лет. А по данным телефонной психологической службы г. Санкт-Петербурга дети составляют 47, 3% обращений. Таким образом, структура контингента очень разнообразна и имеет, как правило, местную специфику. Однако специализация психологической помощи особенно актуальна для детской и подростковой части населения.
2. Заполните таблицу, пользуясь лекцией «Психология активного слушания»:
| Характеристика составных частей процесса активного слушания |
Поощрение | Цель – демонстрация поддержки и стремление к раскрытию. Способ – доброжелательный тон и обобщенные фразы (Мм, угу, это интересно, Что Вы, рассказывайте дальше) |
Повторение (парафраз) | Демонстрация заинтересованности и понимания, Повтор ключевых слов, подчеркивание важных фактов. (Если я правильно поняла, то… Так вы считаете. |
Отражение (Рефлексия) | Демонстрация слушания и понимания чувств. Отражение (вербализация чувства). Вы чувствуете, что.. Вы были сильно |
Обобщение | Собрать воедино факты, мысли. Заложить основу дополнительного обсуждения. Полностью повторить фразу (отзеркалить). |
Ответьте на вопрос: для чего нужен приём активного слушания «повторение»?
Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им. Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации
-
Охарактеризуйте телефонный диалог. Опишите молчание в диалоге.
Голос, который слышит наш собеседник, – это наше лицо, и он достаточно точно характеризует нас и наше поведение. И огромное значение здесь приобретает звуковое оформление произносимых слов и выражений.
Звуком одобряют, восхищаются, выражают упрек, удивление, сожаление. Благодаря его эмоциональным возможностям в разговоре мы можем вызывать доверие, влиять на построение собеседника, покорять его, убеждать. Недостатки же звукового оформления каждый раз «режут ухо». Холодный тон голоса может заставить нашего собеседника защищаться, оправдываться, недоумевать или просто прекратить разговор. Чтобы избежать всего этого, достаточно искреннего расположения и теплоты в голосе.
Процесс телефонного диалога трудно программировать во всех частностях. Но знание основных этапов диалогического общения необходимо для консультанта. Нельзя заранее предугадать, как и чем обернется общение с собеседником, и напряженное ожидание консультанта перед беседой является тому свидетельством. Молчание - очень мощный инструмент при выслушивании. Он позволяет говорящему задуматься о том, что он сказал и что сказать дальше, а, кроме того, помогает ему лучше впитать какие-то новые идеи.
Молчание выполняет различные функции и интерпретируется собеседником по-разному. Оно возникает при ожидании, когда вы или ваш собеседник ищет необходимую информацию на запрос. Такое молчание не должно оставлять пустоту, провал и поэтому необходимо вставлять фразы, комментирующие свои действия. Молчание также оправдано, если собеседник что-то излагает. Но в этом случае молчание не должно ассоциироваться с пассивной позицией. Лучше всего здесь занять позицию «активного слушателя
4.Опираясь на лекцию «Психология семейного конфликта. Ошибки телефонного диалога», заполните следующую таблицу:
Запрещенные приемы телефонного консультирования | Характеристика запрещенных приемов |
Высказывания-решения, перекладывающие ответственность с абонента на консультанта | 1)указания, приказы, направления; 2)предупреждения, угрозы, убеждения; 3)морализирование, поучения, наставления; 4)советы, предложения, решения; 5)убеждение путем спора, инструктирование, лекции |
Высказывания, снижающие самооценку собеседника | 1)осуждение, критика, несогласие, обвинение; 2)чрезмерное восхваление, манипулятивное согласие, лицемерное одобрение, обещание награды; 3)высмеивание, стремление пристыдить; 4) интерпретация, анализ, постановка диагноза; 5)разубеждение, формальное утешение, поддержка как «заговаривание зубов»; 6)расследование, допрашивание. |
Высказывание отрицания с целью снизить значение переживаний абонента | 1)уход от проблемы; 2)отвлечения; 3)насмешка. |
Ответьте на вопросы: в чём заключается семейный конфликт? Каковы его причины?
Семья это социальная группа с определенной организацией. Члены семьи связаны между собой брачными или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью и социальной необходимостью. Уникальность семьи состоит в том, что несколько человек очень тесно взаимодействуют в течение длительного времени. На протяжении всей жизни семья регулярно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями – как внешними, так и внутренними. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать конфликты и кризисы семейных отношений. Проблема конфликта всегда актуальна для любой семьи.
Под семейным конфликтом здесь будем понимать осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.
Участники семейных конфликтов часто адекватно не осознают свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя.
Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные ситуации. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
Основные причины возникновения семейных конфликтов:
1. Не сошлись характерами. Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, исходя из особенностей своего характера. Они и формируют индивидуальный стиль поведения. Об этом необходимо помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а просто самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры, его индивидуальному стилю.
2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений.
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи.
4. Стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Идея утвердить себя «по вертикали» несостоятельна, поскольку противоречит пониманию семьи как процесса психологического и хозяйственного сотрудничества.
5. Сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли.
6. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить. Поучения охватывают практически все сферы совместной жизни, блокируют любые попытки самостоятельности, сея раздражение, эмоциональную напряженность, чувство неполноценности.
7. Готовность к бою. Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте.