Файл: Статья посвящена значимости семейных ресурсов детей с общим недоразвитием речи (онр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гризодуб Н.В. кандидат педагогических наук, Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования Донецкого государственного университета.

Хорошок З.Д. магистрант программы «Педагогика Высшей школы» Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования Донецкого государственного университета, Донецк, РФ.
СЕМЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена значимости семейных ресурсов детей с общим недоразвитием речи (ОНР),рассматриваются теоретические и практические основы оказания помощи семье ребенка с нарушением речи. Авторы характеризуют группы факторов поддержки детей с нарушением речи, привлекая семейные ресурсы нацеленные на их реализацию.

Ключевые слова: социализация, речь, воспитание, развитие, взаимодействие, семья, образовательное учреждение, родительская компетенция.

Keywords: socialization, speech, upbringing, development, interaction, family, educational institution, parental competence.
Введение. Количество детей, имеющих нарушение речи и получающих образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования не укоризненно растет с каждым годом. Поэтому актуальность взаимодействия педагога образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи определяется разными факторами. Во первых - это своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве , как обязательное и необходимое условие нормального развития личности ребенка. Ведь неполноценная речевая деятельность такового накладывает отпечаток на формирование у детей познавательной, аффективно-волевой и личностной сферы. Второй факт, подразумевает комплексный подход к коррекции речевого дефекта детей, особенно дошкольного возраста, ведь предполагает активную позицию родителей, их заинтересованность в преодолении речевого дефекта и развитии личности ребенка. Именно речь является важнейшим фактором для развития и социализации личности ребенка, с помощью нее он обменивается информацией, взаимодействует с членами семьи
, социума. Данная проблема начинает возникать уже в дошкольном возрасте, и этот этап жизни требует специального изучения, анализа и пристального внимания, как со стороны практиков, так и со стороны ученых. Ребенок с общим недоразвитием, независимо от уровня речевого развития, в первую очередь сталкивается с нарушением всех речевых составляющих, а именно звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарный запас, и связная речь, и специалист, в свою очередь, не создает необходимых условий для исправления этого дефекта. Поэтому необходима целенаправленная работа по повышению уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, формированию адекватного отношения к речевому дефекту ребенка, активному участию в коррекционно-педагогической работе, сотрудничеству с педагогическим составом дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в педагогической практике изучались многими исследователями. Такими как: И.Е. Авериной, Т.П. Дмитриевой, Д.В. Зайцевым, А.Н. Коноплевой, Н.Н. Малофеевым, Е.А. Мартыновой, Н.М. Назаровой, Ф.Л. Ратнером, М.М. Семаго, Л.М. Шипицыной, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсуповым, Е.Р. Ярская-Смирновой и др.

В педагогической науке проблемой коррекции общего недоразвития речи (ОНР) занимались отечественные ученые Р.Е. Левина и Л. Ф. Спирова, однако в своих работах исследователи не затрагивали способы устранения недоразвития речи, также дефекты речи не были дифференцированы в зависимости от уровня ее развития [5, 11].

А. В. Мудрик, Т. А. Куликова, Т. В. Лоткина, А. Реан характеризуют в своих работах воспитательный потенциал семьи.

Исследователя Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, Е. Ф. Архипова акцентируют свое внимание на жизнедеятельности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и на ее специфических функциях. Наибольшее внимание они уделяли проблемам воспитания семейного характера, рассматривая данную проблему как более естественную базу развития психологического и нравственного состояния личности, развития креативных возможностей личности на всех возрастных рубежах своей жизни. Они видят основной фактор влияния семьи на детей в том, что первоначальные эмоции ребенка об окружающей жизни, полученные в семье, наиболее мощные и устойчивые. Влияние воздействия семьи заключается в том, что оно осуществляется постоянно, в течение длительного времени и в самых разных условиях и ситуациях. Таким образом, от чего (кого), на что (кого) и как направлено воздействие семьи, во многом будет находиться в зависимости от результатов воспитания [9].



Основными условиями развития личности являются «включение» ребенка в человеческие взаимоотношения и общение. И первой школой общения такого рода является семья, где дети с раннего возраста усваивают целостную систему ценностей и моральных идеалов, культурные традиции такого общества и конкретной социальной среды. В формировании речи детей особенно важен пример родителей. Ребенок подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. Именно в раннем детстве формируется первоначальное доверительное отношение к миру и людям или ожидание неприятных переживаний, угроз со стороны мира и других людей [8].

Выраженность речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) подразумевает достаточно длительный период обучения в благоприятных условиях, которые будут складываться в дошкольном образовательном учреждении, в течение длительного времени, в следствии чего у детей должно происходить поэтапное формирование правильного звука, пополнение, уточнение и стимуляция словарного запаса, развитие речи, формированию умений грамматически правильно и точно выражать свои мысли. Успешность процесса коррекции у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) во многом зависит от комплексной, совместной работы логопеда, педагогов и родителей [8].

Комплексный подход к преодолению речевых дефектов предполагает активное участие родителей, которые способны все знания, умения и речевые навыки детей, приобретенные во время занятий с логопедом и педагогами, закрепить в повседневной жизни (прогулки, экскурсии, вовремя ухаживая за растениями, животными, дома и т.д.). Ведь именно от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, степени вовлеченности в процесс его коррекции и сотрудничества с логопедом и педагогами зависит успех коррекционно-педагогической работы для преодоления нарушений речи [3].

Таким образом, реализация семейных ресурсов, как факторов поддержки детей с общим недоразвитием речи (ОНР) может носить явный или скрытый характер, а функциональные отношения зависят от жизненного цикла семьи и реабилитационного этапа, на котором находится ребенок. Однако, в большинстве случаев семейные ресурсы реализуются через выполнение следующих функций, реализуемых по отношению к ребенку с проблемами в развитии:

1) реабитационная, которая проявляется, через включение родителей и ребенка в социальную среду, которая их окружает, что позволит приобщить ребенка к нормальной жизнедеятельности и труду в пределах его физиологических и психо-эмоциональных возможностей;


2) корригирующая, которая реализуется в строгом медицинском контроле состояние здоровья ребенка (в медицинском осмотре у врачей-специалистов и оказании своевременной медицинской помощи (по показаниям). Помощь со стороны родителей или членов семьи в ослаблении или сглаживании недостатков психофизического развития детей. Так, например в оказании помощи при выполнении домашнего задания, выполнения данных специалистом рекомендаций (помощи в коррекции речи, закреплении поставленных ранее звуков, постоянно усложняя речевые требования к ребенку) и пр.;

4) компенсирующая, которая выражается в компенсаторных механизмах нацеленных на нарушенные или несформированные функции организма ребенка (активизации мышления: умению наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли) и пр.; совместно с преподавателями работать над навыками самообслуживания (укрепления здоровья детей, например процедурами закаливания); воспитания любви к знаниям, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в выполнении заданий, любовь к природе родной земли, на Родине [2, 4, 7].

Конечно, реализация указанных факторов в условиях каждой семьи, имеющих детей с нарушением речи осуществляется, в полной мере, через компетенции. Речь идет о компетенциях родителей, назовем их родительский компетенции, под которой мы будем понимать функциональную грамотность родителей в отношении вопросов развития, воспитания и обучения.

Так, Е. Ф. Архипова выделяет следующие виды родительских компетенций. Это, прежде всего:

  • педагогическая компетенция – знания, умения и навыки родителей относительно методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности своего ребенка;

  • психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учетом его возможностей;

  • здоровьесберегающая компетенция основана на особом внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка, включает проведение необходимых профилактических мероприятий;

  • социальная компетенция проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность устанавливать и поддерживать новые продуктивные связи, способствующие интеграции семьи и ребенка в социум;

  • правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве относительно вопросов охраны семьи и прав ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) и уметь их защищать.


Считаем наиболее продуктивными педагогическую и психологическую компетенции, позволяющие организовать оптимальный коррекционный режим в домашних условиях благоприятный для развития, воспитания и обучения ребенка[1].

Таким образом, только физически и психически здоровый ребенок формирует правильную и красивую речь, поэтому важно в выходные и праздничные дни дома, как и в детском саду, соблюдать общий и речевой режим ребенка.

Таким образом, семья является первым институтом социализации, который оказывает главное влияние на развитие основных личностных качеств ребенка, на формирование его нравственного и позитивного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, создается характер; в семье закладываются первоначальные жизненные позиции [3, 6,10].

Также необходимо формировать у родителей адекватные ожидания в отношении результатов обучения.

Заключение. Каждый из родителей должен стремиться к систематической и длительной работе с ребенком, так как ясная и правильная речь необходима ребенку в течении всей его жизни.

Для достижения лучшего результата в работе с детьми с ОНР следует включать коррекционное и воспитательное влияние не только специалистами образовательных учреждений, но семьи. Семейная поддержка детей с ОНР может дополнять и развивать методы обучения, предлагаемые специалистами, проявлять творческий подход в обучении своего ребенка, брать на себя повседневную работу по оказанию помощи ребенку. Сотрудничество между семьей и образовательным учреждением является предпосылкой успеха ребенка.

Литература

  1. Архипова, Е. Ф. Повышение абилитационной компетенции родителей детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Е. Ф. Архипова. – Режим доступа: https://arkhipovaef.ru.

  2. Калашникова С.А. Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья: к проблеме свободы личности // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 5 (46). С. 220-226.

  3. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Обобщен. пед. опыт, Г.В. Куковякин. Тверь. 2014.

  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 232 с.

  5. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 2014.

  6. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 192 с.

  7. Нестерова А.А. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности. 2016. № 1. С. 156-173.

  8. Психология семьи и больной ребенок: Учебное пособие, хрестоматия. СПб.: Речь, 2011. 400 с.

  9. Реан А. Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья /А.А. Реан, А.С. Сунцова // Развитие личности. 2017. №4. С.38-56.

  10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. - М.: Классике Стиль, 2013. 160 с.

  11. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 2014. 192 с.