Файл: Самостоятельная работа 4 Методическая разработка Формирование культуры общения у дошкольников студентка группы 101 озо до(внб).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Самостоятельная работа № 4

Методическая разработка «Формирование культуры общения у дошкольников»

Выполнила: студентка группы 101 ОЗО ДО(внб)

Иванова Ирина Александровна

Проверила: преподаватель

Печурина Елена Викторовна

Черепаново

2022г.

«Формирование культуры общения у дошкольников»

Общение имеет определяющее значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Посредством общения с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек и приобретает все свои высшие познавательные качества и способности. Через активное общение с развитыми личностями он и сам превращается в личность. Если бы человек с рождения был лишен возможностей общаться с другими людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, нравственно и культурно развитым гражданином, и до конца жизни был бы обречен, оставаться полу животным, напоминающим человека только внешне, анатомо-физиологически. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из жизни и проведенных исследований, показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным общения с себе подобными, даже если он, как организм, вполне сохранен, остается в своем психическом развитии, тем не менее, всего лишь биологическим существом. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей 9 и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно важное значение для психического развития детей имеет их общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В этот период все свои поведенческие, психические и человеческие качества они приобретают почти исключительно через общение, поскольку вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, они лишены способности к самовоспитанию и самообразованию. Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Это первый вид социальной активности, возникающий в онтогенезе и позволяющий младенцу получать необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, также выступающей в качестве средства и условия психического развития, то она появляется значительно позже - на втором-третьем году жизни. По утверждению М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, общение представляет собой связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении осуществляется потребность в других людях. Посредством общения люди организуют различные виды теоретической и практической деятельности, взаимно влияют друг на друга, совершают обмен информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, добиваются взаимопонимания. В процессе общения формируются, развиваются, проявляются и осуществляются межличностные взаимоотношения.


Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение – «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом12 способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В игре естественна подмена мотивов: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи,

добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

В каждом возрасте существуют свои, актуальные задачи воспитания:

  • 1 – 2 года. Формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением. Закреплять умения самостоятельно есть разнообразную пищу аккуратно. Учить с помощью взрослых снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Приучать детей к опрятности, с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам. Разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитывать навык здороваться, прощаться, благодарить. Приучать бережно, обращаться с игрушками. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении с взрослыми, сверстниками. Формировать умения просить игрушки, делиться ими и дружно играть. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, учить проявлять заботу об обитателях уголка природы.

  • 2 – 3 года. Здороваются и прощаются с взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают, отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам.

  • 3 – 4 года. Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдать элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не13 кричат, не мешают окружающим. Приучать детей к вежливости: называть воспитателей и няню, музыкального руководителя по имени и отчеству: здороваться, прощаться с воспитателями, няней, заведующей, детьми (на приветствие отвечать «Здравствуйте», прощаясь говорить «До свидание»). Формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе. Учить жить дружно, помогать друг другу, заботиться о малышах, говорить правду, не обманывать. Учить справедливо, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Учить детей налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшим детьми.

  • 5 – 6 лет. Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. Воспитывать гуманные чувства. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им, формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения. Учить приветствовать взрослых и ровесников, называть всех сотрудников детского сада по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать взрослого, сверстника.

  • 6 – 7 лет. Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми. Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености. Учить детей читаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать поступки сверстников.


Наиболее важными нравственными качествами являются:

1. Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

2. Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода14 ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

3. Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

4. Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

5. Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.