Файл: Н. Н. Ланге Организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.

Попытка экспериментальной проверки данных френологии была предпринята в первой трети XIX в. французским физиологом Флурансом. Используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков нервной системы, а в ряде случаев применяя воздействие наркотиков на нервные центры, он пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, мышление, память – являются результатом работы головного мозга как целостной системы.

  1. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

Закон Вебера-Фехнера - закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных.

  1. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?

Первая в мире психологическая лаборатория, созданная Вундтом в 1879 году. Она стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства.

  1. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

«Путем внимательного анализа сложных фактов сознания, психология должна отыскать основные, элементарные явления внутреннего опыта; указав те соединения, в которые вступают эти элементы, и те изменения, которым они подвергаются, психология приготовит почву для будущего синтеза психологических фактов» (Вундт, 1880, c. 1011).

  1. Основателем психофизики является Эрнст Генрих Вебер.

  2. Основателем психометрии является Фрэнсис Гальтон.

  3. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?


Герман Эббингауз

  1. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

Закон интереса - Интересное запоминается легче

Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче

Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше

Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше

Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой

Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края»)

Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз

Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д .

  1. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ — «Умственные тесты и измерение» с послесловием Ф. Гальтона.

  1. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.

  1. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

Бихевиоризм стремился к объективизации науки о поведении в психологии, что помогало экспериментальной психологии в способах исследования.

  1. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.



  1. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.

Практическое занятие № 2

Задание № 1.

Этика психологических исследований.

В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.


Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов
, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.

Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.
Задание № 2.




Авторы, название статьи

Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы)

Содержание исследования

Практическая значимость исследования

Наиболее интересные факты и выводы

1

Татьяна В. Капустина, Анастасия С. Эльзессер, Лидия В. Мандрыкина, Антон С. Гайдай

Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL2023

2023, с. 235

Статья посвящена анализу социально-психологической дезадаптации у школьников, вовлеченных в буллинг и занимающих разные роли: «Обидчик», «Жертва», «Обидчик-Жертва». Нами впервые показаны возможности применения «Скрининг-метода для диагностики склон-ности к экстремизму» (Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина, Е. В. Садон, А. С. Эльзессер) в иссле-довании буллинга. Раскрываются психологические особенности наименее исследованной роли «Обидчик-Жертва».

Признаки социальной дезадаптации выявлены у всех групп, участвующих в буллинге, наиболее выражена дезадаптация у Жертв и Обидчиков-Жертв. Среди признаков дезадаптации выявлены: для Обидчиков–демонстративность, предпочтение компьютерных игр с преобладающими компонентами насилия, сниженный эмоциональный фон и упадок сил; для Жертв–закрытость и отстраненность, пониженное настроение; для Обидчиков-Жертв–неприязнь к окружающим, симпатии к девиантам, закрытость. Обидчики-Жертвы сочетают дезадаптивные черты инициатора и объекта травли. Определены статисти-чески значимые различия (p < 0,05) в психологических характеристиках участников буллинга. У Обидчиков на фоне других групп оказались значимо выражены такие черты, как спонтанность, агрессивность и неконформность. У Жертв выражены интроверсия, тревожность, самоагрес-сия, зависимость, а также отрицательная корреляция с лабильностью. Значимых корреляций в группе Обидчиков-Жертв не выявлено. У всех участников буллинга обнаружены признаки нарушения социальной адаптации–переживание одиночества, негативное отношение к окружающим и трудности с доверием

Полученные результаты согласуются с фактами, отмеченными другими исследователями, такими как: использование буллинга Обидчиками для повышения своей позиции в неформальной иерархии, наличие у них выраженной импульсивности и стремления к доминированию; интровертированность, тревожность и закрытость Жертв; трудности с доверием, интровертированность, тревожность и враждебность Обидчиков-Жертв.

2

Алексей А. Шаров.

Структура мотивации молодых людей и их социальная активность в усложняющихся условиях функционирования общества.

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL2023

2023, с. 20

Социальная активность молодых людей в реальной и виртуальной среде сегодня претерпевает значительные изменения, поскольку усложняются условия функционирования социальной среды, что связано с рядом оказывающих влияние на социальные условия факторов, в частности, пандемической ситуации, проведением специальной военной операции. Целью исследования является выделение и описание структуры мотивации и социальной активности молодых людей в усложняющихся условиях функционирования социальной среды. Впервые выявлены взаимосвязи мотивов и видов активности, выделены новые формы социальной актив-ности, представлены укрупненные компоненты социальной активности молодежи

Наиболее выраженными у молодежи являются мотивы поиска нового, гармонии с другими, саморазвития и самореализации. Выявлены взаимосвязи между мотивами поис-ка нового, самореализации и досуговой и интернет-поисковой активностью, а также между профилактической активностью и мотивом поиска нового, постпандемийной активностью и мотивов уверенности и успешности. Структура социальной активности представлена тремя укрупненными компонентами: гражданско-политическая активность, включающая религиозную составляющую; профессионально-образовательная и рекреационно-бытовая активность; профилактически-постпандемийная активность. В структуре социаль ной активности молоде-жи выделены как традиционные, так и новые формы.

Полученные результаты вполне объяснимы с позиции системно-диахронического подхода, согласно ко-торому активность личности и группы, ее мотивация обусловливаются внешним состоянием функционирования социальной среды. Обозначенные условия порождают возникновение новых форм социальной активности, подходов к классификации изучаемого феномена.


3

Зинаида И. Березина, Олег И. Кит, Екатерина Ф. Комарова, Юлия Ю. Арапова, Татьяна П. Протасова.

Диагностические возможности анализа сновидений: теоретические предпосылки и методические подходы........

РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL2023

2023, с. 50

Нарушение некоторых когнитивных функций и общего психического состояния после массированного лечения затрудняет использование при реабилитации общепринятых опросных методов для диагностики неврологического и психологического статуса. В этой связи актуальным методом представляется анализ сновидений, который, согласно современным исследованиям, позволяет выявить на ранних этапах нарушения психологического и соматического состояния па-циентов и сделать прогноз об их восстановлении

Существующие научные исследования позволяют говорить о возможности применения анализа сновидений в качестве ранней диагностики невротических состояний и соматических патологий, клиниче-ские симптомы которых еще не проявились симптоматически, но уже появляются в сновидениях. В статье выполнен обзор литературы по современным представлениям о нейрофизиологических и психических механизмах сновидений, указаны возможности применения результатов их ана-лиза в качестве диагностической модели

В основе возмож-ности применения анализа сновидения в качестве диагностического метода лежат современные представления о нейрофизиологических и психических механизмах сновидческой активности. Изменения сновидческой активности отмечены разными авторами при неврологических, пси-хических и соматических заболеваниях. Все больше исследователей сходятся во мнении, что сновидения могут быть предвестниками, своеобразной «сигнальной системой» формирующихся соматических, неврологических и психических нарушений. Клинико-диагностический анализ сновидений при невротических нарушениях позволил выявить их особенности как при разных вариантах неврозов, так и на всех стадиях заболевания–от компенсации до декомпенсации. Установлено существование взаимосвязи между образами сновидений и предрасположенно-стью к тревожным состояниям, депрессии и астении