Файл: Доклад по дисциплине Технология создания контрольноизмерительных и оценочных материалов На тему Кейс как средство обучения и специфика использования кейсзаданий в качестве средства оценивания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад по дисциплине «Технология создания контрольно-измерительных и оценочных материалов»
На тему «Кейс как средство обучения и специфика использования кейс-заданий в качестве средства оценивания»
Содержание
-
Определение кейс-технологии -
Цель и задачи кейс-технологий -
Классификация и этапы создания кейсов -
Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов -
Вывод -
Список используемой литературы
-
Педагогическая технология— это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин). -
Кейс-технологии - это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases). -
Кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения. Это своего рода средство, с помощью которого в учебную аудиторию представляется случай из действительного бытия, то есть конкретный случай, которого необходимо обсудить, проанализировать также, найти и предоставить определенное обоснованное решение (Гейхман Л.К.). -
Определение кейс-технологии
Кейс-технология:
-
информационный комплекс, который позволяет понять ситуацию (В.Я.Никитин); -
обучение, при помощи анализа конкретных ситуаций (Г. К. Селевко) -
методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ), в ходе которого у слушателей развиваются профессиональные навыки (И. В. Гладких)
На основе выше сказанного, можно предположить, что конкретного определения кейс-технологий не существует, однако ключевым понятием здесь является «анализ конкретных ситуаций».
Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.
Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.
В настоящее время сосуществуют две классические школы:
Case-Study – Гарвардская (американская) целью метода является обучение поиску единственно верного решения.
Манчестерская (европейская) предполагает многовариантность решения проблемы.
Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).
В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.
Цель и задачи кейс-технологии
Целью кейс-технологии является:
-
углубление теоретических знаний; -
формирование компетенций; -
реализация межпредметных связей; -
применение знаний в новой нетиповой ситуации; -
использование навыков критического оценивания различных точек зрения; -
умения работать с информацией; -
моделировать решение задачи; -
анализировать разные фактические данные и давать аргументированные рекомендации для решения конкретной проблемы.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Планируемые результаты:
Метод кейс-технологии развивает следующие навыки:
-
Аналитические навыки. -
Практические навыки. -
Творческие навыки. -
Коммуникативные навыки. -
Социальные навыки. -
Навыки самоанализа.
Кейс - технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД):
- личностные УУД:
-
широкая мотивация учебной деятельности; -
учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач; -
способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации ; -
уверенность в своих силах; -
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;
- в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:
-
выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, -
объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе; -
рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей; -
проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций; -
делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
Классификация и этапы создания кейсов
По сложности (Гейхман Л.К.):
-
Иллюстративные учебные ситуации: Цель: на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации -
Учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы: Цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме -
Прикладные упражнения: Цель– поиск путей решения проблемы -
Учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы Цель– самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов
Исходя из целей и задач:
-
обучающие анализу и оценке; -
обучающие решению проблем и принятию решений; -
иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Классификация Н. Федянина и В. Давиденко:
-
структурированный -
маленькие наброски -
большие неструктурированные – кейсы -
первооткрывательские – кейсы
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.
По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение.
Требования по разработке и применению кейсов:
-
разработка кейса должна соответствовать поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; -
иллюстрировать аспекты реальной жизни; -
развивать аналитическое мышление и самое главное провоцировать дискуссию.
Создание нового кейса состоит из нескольких этапов:
-
Определить цель создания кейса -
Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией -
Проведение работы по поиску информации для кейса (статистика, нормативные документы и т.п.) -
Собрать информацию и данные для кейса -
Подготовить первичный материал для представления его в кейс -
Оформить кейс в определенном виде, доступном для других пользователей -
Обсудить кейс с привлечением более широкой аудитории и получить экспертную оценку перед его апробацией -
Подготовить методические рекомендации по использованию и оцениванию результатов выполнения кейса
Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один.
Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
• метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• ситуационно-ролевая игра;
• метод дискуссий;
• кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссий
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс-стадии или метод ситуационного анализа
Цель – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Предполагает:
-
подготовленный в письменном виде пример кейса; -
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; -
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; -
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов
Основные критериями оценки:
-
степень полноты и правильность решения задачи (умение студента учитывать всю необходимую информацию, задавать уточняющие запросы); -
степень обоснованности (аргументация способа решения задачи); -
соответствие профессиональному стандарту (описание последовательности профессиональных действий).