Файл: Доклад по дисциплине Технология создания контрольноизмерительных и оценочных материалов На тему Кейс как средство обучения и специфика использования кейсзаданий в качестве средства оценивания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад по дисциплине «Технология создания контрольно-измерительных и оценочных материалов»
На тему «Кейс как средство обучения и специфика использования кейс-заданий в качестве средства оценивания»


Содержание

  1. Определение кейс-технологии

  2. Цель и задачи кейс-технологий

  3. Классификация и этапы создания кейсов

  4. Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов

  5. Вывод

  6. Список используемой литературы

  • Педагогическая технология— это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

  • Кейс-технологии - это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Данная технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций, случаев (cases).

  • Кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения. Это своего рода средство, с помощью которого в учебную аудиторию представляется случай из действительного бытия, то есть конкретный случай, которого необходимо обсудить, проанализировать также, найти и предоставить определенное обоснованное решение (Гейхман Л.К.).

  • Определение кейс-технологии

Кейс-технология:

  • информационный комплекс, который позволяет понять ситуацию (В.Я.Никитин);

  • обучение, при помощи анализа конкретных ситуаций (Г. К. Селевко)

  • методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций (ситуационный анализ), в ходе которого у слушателей развиваются профессиональные навыки (И. В. Гладких)

На основе выше сказанного, можно предположить, что конкретного определения кейс-технологий не существует, однако ключевым понятием здесь является «анализ конкретных ситуаций».

Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.

Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.


В настоящее время сосуществуют две классические школы:

Case-Study – Гарвардская (американская) целью метода является обучение поиску единственно верного решения.

Манчестерская (европейская) предполагает многовариантность решения проблемы.

Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета.

Цель и задачи кейс-технологии

Целью кейс-технологии является:

  • углубление теоретических знаний;

  • формирование компетенций;

  • реализация межпредметных связей;

  • применение знаний в новой нетиповой ситуации;

  • использование навыков критического оценивания различных точек зрения;

  • умения работать с информацией;

  • моделировать решение задачи;

  • анализировать разные фактические данные и давать аргументированные рекомендации для решения конкретной проблемы.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Планируемые результаты:

Метод кейс-технологии развивает следующие навыки:

  1. Аналитические навыки.

  2. Практические навыки.

  3. Творческие навыки.

  4. Коммуникативные навыки.

  5. Социальные навыки.

  6. Навыки самоанализа.

Кейс - технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД):

- личностные УУД:

  • широкая мотивация учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;

  • способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации ;

  • уверенность в своих силах;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

- в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:

  • выделять в тексте кейсов  главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

  • объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;

  • рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей;

  • проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций;

  • делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;


Классификация и этапы создания кейсов

По сложности (Гейхман Л.К.):

  • Иллюстративные учебные ситуации: Цель: на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

  • Учебные ситуации кейсы с формированием проблемы: Цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

  • Прикладные упражнения: Цель– поиск путей решения проблемы

  • Учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы Цель– самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

Исходя из целей и задач:

  • обучающие анализу и оценке;

  • обучающие решению проблем и принятию решений;

  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Классификация Н. Федянина и В. Давиденко:

  • структурированный

  • маленькие наброски

  • большие неструктурированные – кейсы

  • первооткрывательские – кейсы

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение.

Требования по разработке и применению кейсов:

  • разработка кейса должна соответствовать поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать аспекты реальной жизни;

  • развивать аналитическое мышление и самое главное провоцировать дискуссию.

Создание нового кейса состоит из нескольких этапов:


  1. Определить цель создания кейса

  2. Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией

  3. Проведение работы по поиску информации для кейса (статистика, нормативные документы и т.п.)

  4. Собрать информацию и данные для кейса

  5. Подготовить первичный материал для представления его в кейс

  6. Оформить кейс в определенном виде, доступном для других пользователей

  7. Обсудить кейс с привлечением более широкой аудитории и получить экспертную оценку перед его апробацией

  8. Подготовить методические рекомендации по использованию и оцениванию результатов выполнения кейса

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один.

Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

• метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• ситуационно-ролевая игра;

• метод дискуссий;

• кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.


Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссий

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стадии или метод ситуационного анализа

Цель – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Предполагает:

  • подготовленный в письменном виде пример кейса;

  • самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

  • совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;

  • следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

Кейс-задания как средство оценивания образовательных результатов

Основные критериями оценки:

  1. степень полноты и правильность решения задачи (умение студента учитывать всю необходимую информацию, задавать уточняющие запросы);

  2. степень обоснованности (аргументация способа решения задачи);

  3. соответствие профессиональному стандарту (описание последовательности профессиональных действий).